Школьные экскурсии: самое худшее – детям!

Экскурсионное обслуживание школьников – один из самых теневых видов деятельности российских туристических компаний и частных агентов. Нет ни одной школы в Москве, куда не дошла нога и проспект турфирмы




Каждый день по Москве, а также дальним и ближним окрестностям столицы разъезжают экскурсионные автобусы со школьниками. Экскурсии для детей превратились в доходное дело. Впрочем, как и везде в российском бизнесе, здесь с лихвой хватает своих подводных камней. Экскурсионное обслуживание школьников – один из самых теневых видов деятельности российских туристических компаний и частных агентов.

Если открыть толстые рекламные журналы о туризме, в глаза бросится обилие предложений по Турции, Испании или Чехии. Информация об экскурсиях по России может и будет, но только о поездках по Золотому кольцу на несколько дней, в Питер на выходные или, в крайнем случае, об однодневках для взрослых. Между тем выезды со школьниками происходят куда чаще всего остального. Нет ни одной школы в Москве, будь она хоть в Южном Бутове, хоть в Замоскворечье, куда не дошла нога и проспект турфирмы с предложениями однодневных экскурсий.

Рекламировать то, что тщательным образом скрывается, смысла нет. На школы и конкретных учителей выходят лично. Иногда на одной школе "висит" десяток турфирм. Ведь с детьми работать удобнее некуда – учитель дал команду собрать по 100-300 рублей на поездку, на следующий день дети принесли. Для внутренней отчетности учителю хватит простого корешка приходно-расходного ордера, деньги ведь все равно не его. Для турфирмы это желанный черный нал, налоговой "показывается" несколько экскурсий в полгода.

В нашем деле главное – вид

Итак, чадо отправляется на 3-4-часовую экскурсию по Москве или едет в музей. К школе подкатывает не самое шикарное, а такое вполне среднее транспортное средство. Чаще всего это что-то типа "Мерседеса-303" на 49 посадочных мест с откидным местом для гида. "Среднесть" машины достигается разными путями. Например, сейчас есть краски, способные из "Мерса" 1981 г. выпуска (таких много) сделать совсем конфетку. Снаружи. Внутри старые сиденья обиваются по-новому, иногда вешается телевизор, который от вечной тряски по российским дорогам быстро приходит в негодность. Биотуалета, как правило, нет, хотя выезд без него за город запрещен. Раскрываем еще один секрет: абсолютно все автобусы для детей покупаются не новыми. "Свежим" считается такой, которому менее 10 лет. А есть и машины конца 70-х годов, до сих пор бороздящие просторы московских автодорог.

Природа наградила нас долгой, хоть и не морозной в последние годы зимой. В автобусах, рассчитанных на европейские широты, часто отсутствуют двойные стеклопакеты на окнах – обязательное условие нормальной видимости в условиях русской зимы. Что приводит к запотеванию и вымерзанию стекол.

Автобусы бывают трех видов: принадлежащие турфирме, принадлежащие автопарку и частные. Возможность купить и содержать свою машину выпадает на долю самых больших фирм. Как правило, на них ездят в дальние туры, их стараются максимально загрузить работой. 2-3 экскурсии в день не предел: Yтром – пионеры, днем – старшеклассники, а вечером – взрослые из провинции осматривают подсветку города. Это самый экономичный вариант для кошелька родителей, но он чреват плохим уровнем экскурсовода и отсутствием замены в случае поломки машины.

Маленькие фирмы работают с автопарками и частниками. Автопарки наглеют с наступлением весны и в начале осени. В это время у них есть заказы на автобусы для иностранцев, и цены там подскакивают в разы. С наступлением холодного времени года иностранцы улетают в свои заоблачные дали, а цены падают с заоблачных высот. Частники разъезжают на старых автобусах, за сверхприбылью не гонятся, лелеют машины до последнего, а потом продают, и уже новый хозяин пытается что-нибудь сделать с этой рухлядью. Но у всех трех типов владельцев главенствует принцип: самое худшее – детям!

Наилучший вариант для поиска автобуса – найти неофициального диспетчера. В основном, это вышедшие на пенсию диспетчерши автопарков, у которых осталось масса контактов и есть время сидеть на телефоне и принимать заказы. На диспетчеров-"жуков" стараются выйти всеми доступными путями, особенно небольшие фирмы.

Два года назад правительство Москвы начало обеспечивать все школы бесплатными автобусами для экскурсионных выездов. За желтый цвет переделку из "ЛиАза" прозвали "канарейкой". Распределяется по школам это добро непонятно как: "приближенные" школы катаются по 2-3 раза в месяц, другие не могут допроситься автобуса полгода. Да и качество "канарейки" оставляет желать лучшего. В Переяславль или Тулу на нем не поедешь, "канарейкам" запрещено выезжать за пределы Московской области.

Во всем виноват экскурсовод

На переднем крае борьбы с клиентом выступает гид. Из гидов в Москве можно организовать несколько женских и пару мужских батальонов. Конкуренция жесткая, и способов выжить всего два: быть лучше всех или специализироваться в какой-либо области. Первое почти невозможно – лучших из лучших знают давно, не так уж их и много. Вторые берут авторскими программами, шлифуют несколько тематик и несут их в народ. Так появилось несколько десятков программ для школяров: тут и "Сказочная Москва" для младшеклассников, и познавательная "Как жили наши предки-москвичи" для средних классов, и многое другое.

Высшим пилотажем считаются литературные экскурсии. Большинство литературных экскурсоводов сформировались еще в советские времена, а классику тянет, в основном, самое старое поколение гидов, для молодежи она трудна и неинтересна. Поэтому не удивляйтесь, если вашему ребенку о Пушкине будет вещать древняя старушка, "подружка молодости поэта".

За время перестройки почти вывелись гиды по военной тематике, а с нынешним поворотом ко всеобщему патриотизму пережившая тяжелые времена "военщина" вновь на коне. Впрочем, завоевания перестройки отмирать тоже не собираются. Школьники старше 14 лет с плохо скрываемым интересом ездят на экскурсию "Москва криминальная" с посещением Музея МВД на Новослободской. Некоторые просят показать Бутырку. Не терпится, наверное...

Часть экскурсоводов работают по фирмам, но большинство ноги кормят. Надо сказать, гонорары даже у маститых гидов не слишком большие – следствие перенасыщенности рынка и прижимистости туркомпаний. А работа гида и опасна, и трудна, хоть и видна всегда. В случае каких-то неприятностей с автобусом, водителем или музеем он в ответе перед группой, а точнее перед учителями. Дети участвуют в этом косвенно: придя домой, чадо может выразить свое неудовольствие экскурсией, что послужит основанием для родителей в следующий раз денег на это дело не давать. В общем, экскурсовод должен уметь исправить чужие ошибки и разобраться в психологической обстановке выезда. На первый взгляд парадоксально, но гиды-мужчины лучше справляются с этой задачей. Объясняется все просто – ведь учителя у нас в подавляющем большинстве женского пола, вот и прислушиваются к мужчинам охотнее. Некоторые так просто заранее требуют экскурсовода-мужчину.

Договоренности...

Без договоренностей в экскурсионном бизнесе на школьниках – никуда. Договариваются все, и мало кто оставляет следы в виде письменных заявок. Раскрываем еще один секрет – часть учителей берет "откат" со стоимости экскурсии. Кто-то называет это "10% на развитие школы", кто-то никак не называет. Суть от этого не меняется. Среди работников турфирм существует мнение, что при потворстве учителям те даже могут сесть на шею.

Основным субъектом всяческих устных соглашений выступает менеджер турфирмы. Ему надо договориться с учителями или завучем школы; два бесплатных сопровождающих (учителя) являются обязательным условием поездки. Затем найти автобус – и тоже устно договориться о его подаче. Потом позвонить в музей и забронировать время, если того требует экскурсионная программа. Если школьники будут питаться, договориться с кафе. На каждом этапе возможны срывы и нестыковки.

Обычно оплата происходит за неделю до проведения экскурсии, однако постоянным клиентам делаются поблажки в виде возможности оплаты экскурсоводу на месте. Ну а главный успех всего бизнеса – детские впечатления, чего, по сути, никто гарантировать на 100% не может, даже при всех договоренностях. Сломавшийся автобус смогут заменить только через несколько часов, особенно Yтром в пробки. Хороший гид накануне выезда может заболеть, музей – поднять цену, а погода – испортиться. Пока турфирмам будет невыгодно проводить экскурсии официально, положение вещей не изменится. Но это уже совсем другая история.

Выбор читателей