Взгляд на "Битлз" сквозь призму джаза

На творческое наследие Леннона/Маккартни кто только ни замахивался: заслуженные рокеры и поп-певцы, отвязные герои эпохи диско и большие симфонические оркестры... Джазисты, разумеется, тоже в стороне не остались




Blue Note pays The Beatles (2004)
На творческое наследие Леннона/Маккартни кто только ни замахивался: заслуженные рокеры и поп-певцы, герои диско-эпохи "Stars on 45" и большие симфонические оркестры; джазисты, разумеется, тоже в стороне не остались. Надо сказать, сами битлы с джазом экспериментировали очень осторожно, так что эта компиляция отчасти заполнит данный пробел. Одиннадцать "каверов", исполненных ведущими артистами Blue Note в разное время: самая древняя запись была сделана в 1964-м, самая свежая – в декабре 1996-го. Кавычки в слове "кавер" уместны как никогда: в иных случаях от темы остался лишь намек на оригинал, а все остальное, начиная с гармонического ряда, стало объектом профессионального изощрения музыкантов. Чего, например, стоит "Drive My Car" от Бобби Макферрина, исполненная a-capella, или весьма вольные вариации Кевина Хэйза ("And I Love Her") и Чета Бэйкера ("Hello Goodbye")... Найти джаз там, где его изначально не было и в помине, а потом еще так сыграть – нет, правда, здорово, что тут еще скажешь.
(****)
P.S. В той же серии изданы пластинки с обработками песен Стиви Уандера и Берта Бакараха. "Дурной пример" весьма заразителен.


Eric Burdon – "My Secret Life" (2004)
Те, кто считает Animals примитивистами, за всю свою историю не создавшими ничего мало-мальски стоящего, кроме единственного хита "House of The Rising Sun", этот абзац, в принципе, могут не читать. Остальным сообщу: на последнем альбоме экс-лидера "Животных" Эрика Бердона за исключением задумчивой баллады "Factory Girl", действительно вызывающей кой-какие ассоциации с нетленкой, да нарочито примитивного органного посвиста в ритм-н-блюзовой "Black And White World", мало что напоминает о делах давно минувших дней. С известной долей уверенности можно предположить, что диск легко впишется на полки почитателей стилистики позднего Марка Нофлера ("Over The Border", "The Secret"), Джо Коккера ("Motorcycle Girl") или Вэна Моррисона ("Jazzman", "Heaven"), равно как и Леонарда Коэна – одна из песен, кстати, давшая название альбому, взята из репертуара этого канадского рок-шансонье. Несмотря на то, что Бердон недавно отметил 63-й день рождения, он по-прежнему демонстрирует хорошую творческую форму: его блюзовый voice не обнаруживает в себе признаков усталости – все тот же, эмоциональный и выразительный; разве что тона в свете прожитых лет с яркой гуаши кое-где сменила сдержанная пастель...
(****)


Threshold – "Critical Energy" (2004)
Концертный двойник, выпущенный "по горячим следам" последней, позапрошлогодней студийной работы британских прог-рокеров ("Critical Mass"); отсюда и название тура, и добрая половина пластинки, присутствующая в сет-листе (жаль только, не попал в него пронзительный "Avalon"). Помимо великолепной сыгранности музыкантов и отличного качества записи, релиз полностью подтвердил все тайные подозрения в адрес выпускающего лейбла Inside Out – как и ожидалось, записывался альбом в том же самом зальчике "De Boerderij" в Голландии, где полугодом раньше задокументировали свое шоу коллеги из Pallas – то есть, по хорошо отлаженной методике. В таком раскладе никого уже не должно удивлять параллельное издание концерта на DVD: руководство фирмы по-немецки основательно озаботилось переводом всех своих ведущих прог-артистов в прог-формат и на достигнутом, судя по всему, вряд ли остановится.
(***)


Pretty Maids – "Spooked" (1997)
Загадочный каббалистический символ, наглухо прикрученный крестовыми шурупами к обложке, судя по всему, с некоторых пор является гербом Pretty Maids; как водится, к гербу прилагается и девиз: "You can’t kill the dream... by killing the Dreamer..." (найден в недрах буклета). О какой мечте речь, полной ясности нет; что же насчет "карманной" мечты лидеров, вокалиста Ронни Аткинсона и гитариста Кена Хаммера сделать PM группой в мире хард-н-хэви известной и уважаемой, так они этого добились уже лет 15 назад... Как справедливо однажды заметил читатель К., сравнивать ранние пластинки Pretty Maids с их поздними работами – дело некорректное; однако ж российские издатели отчего-то предпочитают перепечатывать в основном относительно недавние альбомы группы. А вот из созданных за последнее десятилетие, вместе с уже однажды упоминавшейся "Planet Panic" (2002), эта работа датчан производит наиболее благоприятное впечатление.
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (4) и концерном "Группа Союз" (2,3).

Выбор читателей