Журналисты сломали перья об убийство Хлебникова

Перебрав весь арсенал аналитических и спекулятивных методов, корреспонденты зарубежных СМИ не смогли разгадать мотив этого громкого преступления. Однако некоторые версии весьма любопытны


Фото AP



Зарубежные СМИ комментируют убийство главного редактора российского издания журнала Forbes, американского гражданина Пола Хлебникова. В отсутствие правдоподобных версий мотивов убийства фантазия журналистов не знает границ – одни усматривают здесь связь с притеснением независимых СМИ, другие ставят это дело в один ряд с убийствами Галины Старовойтовой и Сергея Юшенкова.

Напомним, Пол Хлебников был расстрелян в субботу у дверей редакции своего журнала на улице Докукина. Милиция нашла машину, из которой стреляли киллеры, но других результатов расследования пока нет.

В первую очередь журналистам пришло на ум имя Бориса Березовского. В книге "Крестный отец Кремля" Пол Хлебников назвал ельцинскую Россию "клептократией" и "одним из самых коррумпированных режимов в мире". А сам олигарх в одной из статей удостоился титула "влиятельного главаря банды", за которым тянется "вереница трупов", цитирует Washington Post.

Однако эта версия не слишком убедительна: иск, который Березовский в свое время подал в отношении Хлебникова, был отозван, поскольку журналист публично извинился за свои слова. На этом история заканчивается – никто не рискует предположить, что бывший советник Ельцина решил отомстить спустя четыре года. Отметим, что сам Березовский на вопрос о причинах убийства высказался в том же духе: мол, независимый журналист кому-то сильно мешал.

Далее СМИ вспоминают последнюю нашумевшую работу главреда – список самых богатых россиян. В нем, как известно, значатся нефтяные, "металлические" и прочие олигархи. Как говорил Хлебников после выхода номера в свет, среди лиц, упомянутых в перечне, некоторые остались очень недовольны своей славой. Однако и здесь имя заказчика не вырисовывается – теоретически на эту роль подходят несколько десятков человек, и выделить из них кого-то одного нельзя.

Отчаявшись выйти на убийцу по имеющимся данным, пресса переходит к аналогиям. Большинство изданий припоминают другие заказные убийства журналистов – смерть Дмитрия Холодова в 1994 г. и Владислава Листьева год спустя. Напомним, Холодов занимался расследованием коррупции среди высших чинов армии, а Листьев пытался изменить финансовую структуру российского телевидения. И опять неудача: Хлебников в последнее время не работал над подобным сенсационным материалом. Напротив, он сказал своему другу Марку Франчетти из лондонской Sunday Times, что собирается переключиться на позитив – писать простые истории о российской жизни, в которой произошло так много положительных перемен. Не занимался он и большой политикой, так что сравнение со Старовойтовой и Юшенковым, которое привел канал Al Jazeera, тоже выглядит натянутым.

После этого в арсенале пишущей братии остаются только общие соображения. Так, New York Times пишет, что убийство Хлебникова стало продолжением кампании по ликвидации независимой прессы в России. По мнению газеты, имя американского журналиста нужно ставить в один ряд с Леонидом Парфеновым и Савиком Шустером. Но их пока, к счастью, не убили...

Так что мотивы убийства Хлебникова остаются для всех загадкой. Кстати, в России не меньше, чем на Западе, возмущены этим преступлением и опечалены утратой талантливого и прекрасно образованного журналиста, да и просто хорошего человека.

Выбор читателей