Лобовой удар

"Головой о стену" – история, из каждого кадра которой рвется отчаяние и надежда. Редкий фильм не про судьбу, а про то, что "не судьба", в котором больше нонконформизма, чем во всех бесплодных "Мечтателях" вместе взятых

Головой о стену (Head On)
Германия – Турция, 2004
Режиссер: Фатих Акин
В ролях: Бирон Уне, Сибель Кикелли, Катрин Штрибек




Редкий фильм в наши дни может предоставить почву для нескольких толкований. Редкая история скрывает в себе нечто большее, чем банальное желание заработать денег. "Головой о стену" – редкий фильм, который не про судьбу, а про то, что "не судьба". Про него можно придумать бесчисленные "о": о саморазрушении на пути к свободе и разрушении любви на пути к самому себе, о смерти и возрождении, о традициях и изменениях, о "я" и "мы", о том, что иногда все же бывает слишком поздно. Режиссер и критики говорят про этот фильм много Слов.

Фатих Акин смотрит на свою картину "Головой об стену" как на особую интерпретацию роли Добра и Зла, не больше и не меньше. По его словам, он старался осветить проблему существования мусульманской женщины в Европе с трех позиций: немецко-немецкой, немецко-турецкой и турецкой. К счастью, на деле все эти слова выливаются в историю, из каждого кадра которой рвется отчаяние и надежда. Один из самых известных немецких операторов Райнер Клаусманн, работавший с классиком Вернером Херцогом, снимает и ночной Гамбург и солнечный Стамбул так, словно герои находятся в состоянии постоянного похмелья. Темнота привычна, а от света режет глаза. Неприглаженное, нервное изображение втягивает в себя, как черная дыра.

Фатих Акин – один из европейских киновундеркиндов, чья турецкая кровь в последние 5 лет здорово обновила немецкое кино. Он дебютировал в 1997 г. и к тридцати годам снял 4 фильма, в том числе "Солнце Ацтеков" (2001) – роуд-муви о немце, отправляющемся в Стамбул за турецкой красоткой, а также семейный эпос "Солино" – о семье итальянцев, открывших пиццерию в Германии 60-х (2002). Пятая картина, "Головой о стену", мелодрама о двух немцах турецкого происхождения, получила "Золотого льва" и приз ФИПРЕССИ на 54-м Берлинском кинофестивале.

Постоянный актер Акина, харизматичный Бирон Уне, сыграл Кахита, немца турецкого происхождения, для которого жизнь начинается с попытки самоубийства. В отделении суицида психиатрической клиники Кахит встречает Сибель, которая мечтает избавиться от опеки родителей любым путем, даже с помощью фиктивного брака. В этот момент комедия, задуманная когда-то режиссером, резко виляет в сторону эмоциональной драмы на грани истерики.

Если с самого начала в роли главного героя Акин видел только Уне, то претенденток на главную женскую роль было 350. Нужна была девушка, которая может бегло говорить по-турецки и будет готова раздеться перед камерой. Режиссер утверждает, что исполнительницу главной роли Сибель Кекилли нашли в торговом центре, где она работала, и "Головой о стену" стал ее дебютом. Другая версия гласит, что девушка уже давно снималась – в порнофильмах. Как бы то ни было, фильм, снятый в хронологическом порядке, предлагает редкую возможность увидеть превращение продавщицы в актрису.

Кстати, по первоначальному замыслу режиссера для Кахита и Сибель все должно было вернуться на круги своя. Хронологический порядок съемки позволил быстро изменить концовку. Правда, от этого она не стала менее трагичной. "Головой о стену" – фильм, где с героями не просто что-то происходит – они полностью меняются. Не только в этом его исключительность и притягательность, которую оценили и зрители последнего ММКФ, где фильм был показан в рамках программы "Гала-премьеры". В этой простой истории больше нонконформизма, чем во всех бесплодных "Мечтателях" вместе взятых. Или, как сказали бы герои фильма, об эту стену можно биться неоднократно и с каждым ударом видеть искры разного цвета.

В кинотеатрах с 15 июля.

Выбор читателей