Службы безопасности Кадырова больше нет

Упразднение СБ президента Чечни, к деятельности которой у многих были претензии, особо не афишируют. Больше тысячи ее сотрудников будут трудоустроены во вновь создаваемом полку милиции особого назначения




Одной из основных связанных с Чечней тем на этой неделе стало формирование в республике нового полка. Некоторую путаницу в ситуацию непроизвольно внес российский президент, сообщив, что в минувшие выходные встречался с вице-премьером Чечни Рамзаном Кадыровым, и потребовав решить все вопросы, связанные с формированием полка внутренних войск в Ингушетии. Но, как оказалось, полки в Чечни и Ингушетии – структуры абсолютно разные, а президент имел в виду прежде всего как раз полк чеченский. Создавать же новую часть внутренних войск, которая будет дислоцироваться в Назрани, решено после нападения на Ингушетию – в Москве посчитали, что республика недостаточно защищена от подобных вылазок. Служить в Ингушетии будут контрактники.

Что касается чеченского полка, о нем разговор особый. Все началось со встречи Владимира Путина с Ахмадом Кадыровым, когда президент России пообещал увеличить штаты чеченской милиции, которой поначалу доверяли мало, но затем решили активнее привлекать к борьбе с террористами. Известие об этом было воспринято в Грозном с большим энтузиазмом. В интервью "Y" Ахмад Кадыров сообщил, что планирует укрепить милицию на местах, прежде всего в горных районах, где действуют экстремисты. Милиционеры, включая службу участковых инспекторов, должны были помогать защищать население от боевиков.

Однако после трагедии 9-го мая многое изменилось. Стало очевидно, что нужны не участковые, а подразделения спецназначения, способные противостоять искушенному в ведении горной войны и устройстве диверсий врагу. После визита Путина в Грозный было решено увеличить количество милиционеров на тысячу с лишним человек.

В начале июля вице-премьер чеченского правительства Рамзан Кадыров, курирующий ныне силовой блок, беседуя с корреспондентом "Y", рассказал, что в республике появится милицейский спецназ, а точнее ПМОН – полк милиции особого назначения имени Кадырова: "Это решение принято президентом России. Задача полка – наводить порядок, заниматься поиском бандитов, их задержанием и ликвидацией. Возглавлять этот полк будет один из самых близких Кадырову людей, капитан Аламбек Ясаев. Он работал в структурах РУБОП, был заместителем военного коменданта Гудермесского района, возглавлял батальон в Службе безопасности президента Чечни, ППС". Сейчас ускоренными темпами идет передача техники и вооружения новому полку. Известно, что располагаться он будет в Грозном на базе части ППС.

Таким образом, решен принципиальный вопрос – упразднена Служба безопасности президента ЧР, структура, которая, по большому счету, являлась неофициальной, потому что часть ее сотрудников была зачислена в состав МВД, а еще часть состояла в частном охранном предприятии "Лидер". По нашим данным, в формирующийся полк спецназа войдут около 1200 бойцов бывшей Службы безопасности. Возглавлявший ее Рамзан Кадыров уже в правительстве, а начальник штаба, бывший бригадный генерал Артур Ахмадов, стал командиром чеченского ОМОНа. Однако общая численность СБ составляла несколько тысяч человек, так что, вполне вероятно, в полк МВД трудоустроят не всех, если только не раздуют штаты.

"В случае необходимости полк специального назначения будет действовать и за пределами республики", – заявил глава чеченского МВД, кандидат на пост президента республики Алу Алханов. Как пояснили в штабе МВД Чечни, полк может быть задействован в любом российском регионе в случае захвата заложников либо терактов на крупных объектов.

По мнению экспертов "Y", особо не афишируемое упразднение СБ президента Чечни – событие необходимое и своевременное, поскольку "эта структура имела неясные функцию и статус". К ней были претензии как у правоохранительных органов, так и у военных. Дошло до того, что Служба безопасности, имеющая даже свои "поселковые отделения", дублировала функции милиции и внутренних войск, а некоторые ее сотрудники заявляли, что их главной задачей является борьба не с террористами, а с "беспределом военных". Дисциплина в СБ сильно хромала, что становилось поводом для множества стычек с российскими военными и со своими же чеченскими милиционерами.

"Служба безопасности полностью себя оправдала, – считает, в свою очередь, анонимный источник "Y" в штабе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. – Я бы сравнил ее с помпой, которая откачивала боевиков из горных лесов и подпольных бункеров. Людям, бегающим по горам, давался шанс. Все, кто мог, его использовали. А теперь сотрудников СБ, которые устроены в милицию, надо учить. Надо исключить из их практики некоторые методы, которые до этого применялись в Чечне. Создание полка спецназначения – еще один шаг к повышению их профессионализма".

Выбор читателей