Греки согласны на все, даже на мечеть

Афины – единственная столица Европы, где есть мусульмане, но нет ни одной мечети: османская тирания не забыта. Однако Олимпиада призывает к веротерпимости, и к концу года это культовое сооружение в пригороде будет построено




"О, спорт! Ты – мир", - заклинал Пьер де Кубертен. Ему все поверили, и правильно сделали. Несмотря на всякие издержки прошлого века (Олимпиада в гитлеровском Берлине, бойкоты московских и лос-анджелесских Игр), сверхзадача всемирного спортивного движения – всех со всеми помирить – выполняется. Или, во всяком случае, не мешает мириться, что по нынешним временам уже неплохо. Еще не начавшись, Олимпиада в Афинах может записать себе плюсик в этой графе.

Начиная с 1832 г., когда Греция сбросила с себя оковы османского владычества, ислам в этой стране стал, как бы помягче выразиться, непопулярен. По этому поводу никому даже в голову не приходило строить мечеть в столице. Трудно сказать, когда бы греки додумались до этого (и додумались бы вообще), но Олимпиада подтолкнула: впервые за 200 с лишним лет в столице Эллады появится мечеть. Под строительство выделен участок земли недалеко от Афинского международного аэропорта, финансировать проект взялась Саудовская Аравия и лично король Фахд.

До сего времени этот мегаполис оставался единственной европейской столицей, где не было ни одной мечети. Население Греции на 97% православное, но и 3% - это десятки тысяч мусульман. Вопрос о строительсве исламского культурного центра с мечетью в одном из пригородов Афин дебатировался два года, православное духовенство страны и большая часть населения высказывались против этого проекта.

О единодушии греков говорит хотя бы тот факт, что для победы на муниципальных выборах в Пеании кандидату в мэры достаточно было во всеуслышание заявить о том, что при нем мечеть вблизи международного аэропорта построена не будет. Градоначальник и сейчас выступает против строительства, но уже ничего не может сделать - распоряжение правительства.

Итак, культовое сооружение возведут, но время ушло, и к открытию Игр построить ее не успеют, даже если король Саудовской Аравии утроит ставки оплаты труда. Тем не менее спортсмены-мусульмане смогут попросить Аллаха о даровании им победы во временном молельном доме, который будет в Олимпийской деревне.

Действующая в Греции Конституция следующим образом определяет положение Греческой Православной Церкви и ее отношения с государством: в ст. 3 ч. 1 говорится, что Православие является доминирующим вероисповеданием Греции, Элладская Церковь, в отношении доктрины нераздельно связанная с другими Православными Церквями, является автокефальной.

Правительство может оказывать финансовую поддержку Элладской Церкви, выделяя средства на выплату заработной платы священнослужителям, субсидируя религиозное образование, а также оплачивая расходы по поддержанию состояния церковных построек. Разделение государства и Церкви невозможно без особой поправки к Основному закону.

Выбор читателей