Американцы не оценили слезу Церетели

В России к творениям скульптора относятся неоднозначно, но воспротивиться их установке шансов ни у кого нет. В этом кроется принципиальное отличие от ситуации, сложившейся вокруг мемориала жертвам терроризма




Сомнительная слава шедевров Зураба Церетели укрепилась за океаном. В России к творениям скульптора относятся неоднозначно, но воспротивиться их установке шансов ни у кого нет. В этом кроется принципиальное отличие от ситуации, сложившейся вокруг мемориала жертвам терроризма, который Зураб Константинович предложил возвести в Джерси-Сити.

Против постройки памятника высказались до 90% жителей этого американского городка, а его мэр Харви Смит заявил, что окончательное решение по предложению З.Церетели еще не принято. Между тем договаривался наш творец не с г-ном Смитом, а с его предшественником Гленном Каннингемом. Менее года назад, в день второй годовщины трагедии, автор представил в Джерси-Сити макет будущего сооружения. Однако Каннингем скончался, и вот теперь оказывается, что решение вовсе и не утверждено.

Судя по проекту, на причале города должна была появиться расколотая надвое 30-метровая стела, в образовавшейся бреши которой переливается лучами света гигантская хрустальная слеза. Согласно замыслу, памятник будет "капать". По бронзовой раме в "слезу печали" будет подаваться вода, охлажденная почти до температуры замерзания и в результате падающая крупными каплями длиной в фут. "При вашем приближении, вы отражаетесь в слезе, как будто это вы плачете", - говорит Церетели.

Однако у американцев памятник вызывает несколько иные ассоциации, по сравнению с теми, на которые расчитывал автор. Один из выживших во время атаки на Всемирный торговый центр назвал скульптуру "чем-то средним между шрамом и женским половым органом".

От того места на Манхэттене в Нью-Йорке, где стояли башни ВТЦ, мемориал, если он все же будет установлен, должна отделять лишь река Гудзон. Сооружение будет стоять на девятигранном гранитном основании, на котором будут написаны имена 3,4 тыс. жертв.

Судя по словам нового мэра, камнем преткновения стала та самая слеза. Она, утверждает г-н Смит, символизирует горе, однако "в истории Джерси-Сити и так было достаточно горя". "Слез счастья тут быть и не может, - парирует Зураб Константинович. - Если мы объединимся в борьбе против терроризма, то это может быть слезой радости".

Идея мемориала 11 сентября возникла в первые дни после того, как самолеты нанесли удар по Всемирному торговому центру в 2001 году. "Когда я увидел, что произошло, эту трагедию, она меня тронула, - вспоминает Церетели. - Я поймал себя на том, что у меня слезы на глазах. Мои эмоции сразу же начали выплескиваться на бумагу".

Выбор читателей