Две Кореи на пороге войны

Не так давно в мировом сообществе заговорили о потенциальном сближении Северной и Южной Кореи. Но две страны снова вернулись в состояние боеготовности после того, как Пхеньян обвинил Сеул в терроризме




Около 200 северокорейских невозвращенцев прибыли в Сеул в минувший вторник из страны Юго-Восточной Азии, название которой пока держится в тайне (но существуют предположения, что "линия жизни" лежала через Китай и Вьетнам). Возможно, скандал бы и не состоялся, если бы сегодня эта история не повторилась - еще 250 человек прибыли из Пхеньяна. В общем, за эти дни сбежало более 500 граждан тоталитарного государства. Это самая большая группа за всю историю существования двух стран начиная с 1953 г., когда на полуострове была проведена граница между Севером и Югом.

После сегодняшнего инцидента представитель КНДР обвинил власти соседа в похищении ее граждан: "Это организованная продуманная провокация, а также акт террора", - сказал он. По его мнению, об этом свидетельствует и засекреченность операции, которую не смогли предотвратить спецслужбы, и тот факт, что самолеты, вылетевшие из Пхеньяна, были зафрахтованы через подставные организации правительством Южной Кореи. В интервью государственному информационному агентству чиновник среди прочего пригрозил сопредельным странам и "другим силам", что они "дорого заплатят" за произошедшее.

Другого мнения придерживаются на противоположной части полуострова. Неназванный сотрудник сеульского МИД рассказал, что беглецы находились на территории некой страны с начала мая и вмешаться в происходящее южан заставило лишь одно обстоятельство: местные власти пригрозили вернуть перебежчиков обратно в Китай или напрямую КНДР. Тим Петерс, руководитель общественной организации "Рука помощи Корее", говорит: "Это знаменательный момент. Он означает, что южане начинают проявлять более реалистичный подход к решению проблемы политических невозвращенцев, огромное количество которых находится в Китае и в других странах Азии. Теоретически Южная Корея по-прежнему приветствует побеги людей с коммунистического Севера, но в последнее время Сеул пытается наладить отношения с Пхеньяном и старается по возможности не раздражать северокорейское руководство".

По прибытии в Сеул беглецов сразу посадили в автобусы и увезли в неизвестном направлении. Затем сотрудники южнокорейских спецслужб побеседовали с каждым о причинах, заставивших покинуть КНДР, и прошлой жизни. Это делается для того, чтобы убедиться в отсутствии среди них шпионов. Перебежчикам предоставят возможность пройти специальные курсы, чтобы они могли адаптироваться к жизни в капиталистическом мире.

Южнокорейский министр по делам объединения Чун Дон Ен заявил, что через пару лет число беженцев с Севера достигнет десяти тысяч. Он призвал пересмотреть политику помощи. Юг выплачивает семье перебежчиков из четырех человек подъемные в размере $50 тыс., а потом они ежемесячно получают социальное пособие и субсидии на жилье. Платить такие деньги десяткам тысяч людей невозможен.

Поэтому некоторые представители властей уже высказывают опасение, что страна может вскоре "захлебнуться" беженцами, если условия жизни в Северной Корее будут и далее ухудшаться. Из 5 тыс. приехавших в Южную Корею за минувшие 50 лет около 4 тыс. прибыли за последние четыре года. Такой рост был вызван голодом, от которого с середины 1990-х гг. погибло более 2 млн северных корейцев. Граница между двумя странами по-прежнему закрыта, а вдоль демилитаризованной зоны с обеих сторон находятся около 2 млн солдат.

Выбор читателей