Путин и Саакашвили - близнецы братья

Две страны, возникшие на просторах бывшего СССР, испытывают порой схожие проблемы, что дает основания сравнивать их лидеров. Изданию The Wall Street Journal политики кажутся похожими




Проводить аналогии между президентами Грузии и России в нашей стране, пожалуй, никому не придет в голову. Холодный, даже несколько мрачноватый, расчетливый и взвешенный образ Путина не соотносится с азартным, запальчивым Саакашвили. Тип личностей настолько не совпадает, что скорее впору говорить о противоположности характеров. Между тем, не стоит забывать, что большое видится на расстоянии. Уделяющей большое внимание нашей стране влиятельной The Wall Street Journal показалось вполне уместным сравнить молодых лидеров двух стран. Действительно, если присмотреться повнимательнее, то Грузию и Россию порой одолевают схожие проблемы. Сепаратизм, в нашем случае чеченский, в Грузии – абхазский и осетинский, доставшаяся в наследство обоим президентам полуразвалившаяся экономика, национализм, да и целый комплекс политических проблем, скорее говорят о том, что им приходится решать схожие вопросы. В отдельных случаях, в частности с тотальной приватизацией, их действия настолько синхронны, что возникает ощущение, что события развиваются по сценарию, написанному одним человеком.

Запад с первых минут задался сакраментальным вопросом "Who is mister Putin?", пытаясь найти адекватные исторические аналоги, соответствующие новому президенту. С кем только не сравнивали российского лидера за эти годы: и с Петром Великим, что для Владимира Владимировича было особенно лестно, и со Сталиным, и с Наполеоном, и с генералами де Голлем, Пиночетом и даже с Сухарто. Однако постепенно становилось ясно, что его действия не вполне укладываются в прокрустово ложе сравнений. Путин может быть и либералом, и жестким политиком, он может одной рукой проводить экономические реформы, а другой – наводить железный порядок в мятежной Чечне, или противостоять могущественным прежде олигархам. Положение Саакашвили, пожалуй, еще более сложное. Несмотря на явную поддержку своих действий со стороны Запада, и в первую очередь США, он сталкивается с проблемами, которые оказались бы не по зубам даже маститым политикам. Нерешенный вопрос с территориальной целостностью страны, удручающее экономическое положение, приведшее к тому, что почти все экономически активное население давно перебралось в Россию, а то и дальше, на Запад, делают его позиции весьма уязвимыми.

Еще одним направлением своих действий Путин и Саакашвили дают повод для сравнений. Не секрет, что в обеих странах пышным цветом расцвела коррупция. Для Путина главный враг – это могущественные бизнесмены, которые с помощью своих капиталов не только решают деловые проблемы, но и пытаются влиять на политическую ситуацию в стране. Арест Ходорковского и преследования его соратников подтверждают подобное мнение. Саакашвили тоже уделяет этой проблеме большое внимание, но видит ее решение несколько иначе. Для него главными виновниками являются коррумпированные чиновники, и острие борьбы со взятками направленно именно на них.

Явно симпатизирующее Саакашвили издание пишет о том, что грузинский президент превосходит своего российского коллегу в красноречии. Это, наверное, потому, что западной публике не всегда понятны тонкости "великого и могучего" русского языка. Когда надо, Путин прекрасно в два-три слова объясняет стране и народу свое видение ситуации, а крылатых выражений, плотно вошедших в оборот у него, пожалуй, поболее, чем у всех его предшественников вместе взятых . Чего стоит только "мочить в сортире", да и прочие перлы, которые перевести на английский не сможет даже профессор-славист из Оксфорда.

Конечно, страны у нас разные, и даже в советские времена грузины в России многим казались иностранцами. Но постсоветские проблемы у нас порой совпадают, что и дает основания западным журналистам сравнивать лидеров, даже забывая о том, насколько различными были их пути во власть. Выходец из недр советских спецслужб все-таки вряд ли будет когда-нибудь похож на получившего образование в Америке грузинского президента. Но главное в том, что оба они чрезвычайно популярны в своих странах, а значит, отражают темперамент и образ мысли своих народов. Таких прежде близких, и настолько сегодня разных.

Выбор читателей