Музыкальная безделушка от классика всех жанров

Разменяв девятый десяток, патриарх французского кино Ален Рене экранизировал оперетку времен своего младенчества. "Только не в губы" – очаровательная безделка, не тянущая на "лебединую песню" режиссера

Только не в губы (Pas sur la bouche)
Франция, 2003
Режиссер: Ален Рене
В ролях: Сабин Азема, Изабель Нанти, Одри Тоту, Пьер Ардити, Даниэль Прево, Ламбер Уилсон




Разменяв девятый десяток, патриарх французского кино Ален Рене экранизировал оперетку времен своего младенчества. В принципе, на этом рецензию можно было бы закончить, если бы не условности жанра. По всем условностям жанра построена оперетта Андре Барда и Мориса Ивена "Только не губы", премьера которой состоялась в Париже 17 февраля 1925 года: семь главных героев, их запутанные взаимоотношения и – музыка.

Рене всегда ревностно заботился не только об изобразительной, но и звуковой стороне своих фильмов. В 1997 г. он наконец поставил мюзикл – "Песенка известна". В комедийную мелодраму были вставлены отрывки из старых и новых хитов, под которые актеры старательно шевелили губами. Шесть лет спустя все значительно упростилось. Слегка сокращенный текст, пара выброшенных песен, новая аранжировка – забытая оперетта не просто перенесена на экран, она почти реконструирована.

Это не Рене-документалист сороковых, времени "Ван Гога" и "Герники", не экспериментальный Рене шестидесятых ("Прошлым летом в Мариенбаде") и не изощренный Рене восьмидесятых ("Жизнь – это роман"). Порой кажется, что вовсе это не Рене, а, скорее, Ян Фрид, неожиданно обретший хороший вкус. "Я ваш сюююпруг", – так и рвется с губ Ламбера Уилсона. Статичная камера, минимум монтажа, все внимание – на актеров. В такой обстановке септет в конце второго акта выглядит просто взрывом, а веселое мельтешение третьего – долгожданной разрядкой. Как и Фрида, Рене спасает музыка, совершенно не устаревшая за 80 лет. Мелодии Мориса Ивена прочно застревают в памяти, даже когда незамысловатые шутки либреттиста забываются.

В предыдущем его фильме "Песенка известна" герои начинали петь в самые эмоциональные моменты. В "Только не в губы" они почти не прекращают этого делать. Все здесь "через край" – и это именно столько, сколько нужно. Роскошные интерьеры, утонченные туалеты, совершенно невероятные хитросплетения сюжета и гротескная игра актеров.

Половина актерского состава (Азема, Ардити и Уилсон) перешла в фильм из предыдущей работы Рене. Ламбер Уилсон, который засветился еще в "Жандарме и инопланетянах", снимался у Гринуэя, Сауры и Вайды и обрел международную известность ролью сластолюбца Меровингиана в двух сиквелах "Матрицы", в фильме Рене проявил незаурядное певческое дарование. Собственно говоря, он был единственным профессиональным певцом в команде "Только не в губы". Остальных композитору и аранжировщику Брюно Фонтену пришлось доводить до кондиции в течение нескольких недель.

Результат – совершенно естественное исполнение там, где приходится вздрагивать всякий раз, когда Лариса Удовиченко запевает опереточным голосом в экранизации "Летучей мыши". Сабин Азема купается в роли кокетки средних лет, Пьер Ардити и Даниэль Прево создают для нее достойный фон. Одри Тоту, которая в прошлом году уже мурлыкала в "Хэппи-энде", очень мило добавляет свой голос к хору французских звезд. По "Амели" известна и прекрасная комедийная актриса Изабель Нанти: вечно болеющая официантка там и ее полная противоположность, жизнерадостная старая дева – здесь.

Тем не менее, критики чистоту жанра не оценили. В 1998 г. "Песенка известна" стал во Франции фильмом года. Из 12 номинаций на "Сезар" команда Рене выиграла 7, включая приз за лучший сценарий и лучший фильм. Плюс к этому – приз Луи Деллюка и премия национального синдиката кинокритиков. В 2004 г. "Только не в губы" был номинирован в 9 категориях, а вручены были только 3 награды: за лучшие костюмы и звук, а также вечному актеру второго плана Дарри Каулу, который снимался в кино полвека, прежде чем получил свою первую премию "Сезар" – почетную, за достижения всей карьеры. Буффонная роль консьержки, "комической старухи" с фривольной песенкой о том, что можно увидеть в замочную скважину, принесла ему вторую статуэтку.

"Только не в губы" – очаровательная безделка, которая позволительна стареющему мэтру, но не тянет на "лебединую песню" автора "Хиросимы, моей любви". Оно и к лучшему – можно надеяться, что песня эта далеко впереди.

В кинотеатре "35 мм" с 12 августа.

Выбор читателей