Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Сообщается, в частности, об ударах по древнему кладбищу Наджафа, около которого уже две недели продолжается противостояние войск США и боевиков. "Мы готовились к этой операции пять дней, чтобы положить конец этому кризису", - заявил ранее член иракского правительства Касим Дауд.
После интенсивных ночных бомбардировок морские пехотинцы и иракские гвардейцы установили контроль над значительной частью Эн-Наджафа, на улицах города появились танки и полицейские машины. Однако кое-где еще слышна спорадическая перестрелка.
Сведений о том, где сейчас находится сам Муктада аль-Садр пока нет. Неизвестно, также покинул ли он уже мавзолей имама Али. Сообщается, что его боевики активизировали вооруженные вылазки в Амаре и Басре и угрожают новыми диверсиями на нефтяных объектах.
Анонимный источник, высокопоставленный иракский чиновник, по этому поводу заявил, что начавшийся мощный обстрел является частью новой стратегии, призванной запугать формирования аль-Садра. "В ближайшие дни должны произойти решающие события. Может начаться военная спецоперация", - сказал он.
Обстрелы со стороны армии США и регулярных иракских частей усилились после того, как в адрес шиитского лидера прозвучал, как говорят, последний ультиматум. Напомним, премьер-министр Ирака Айяд Аллави заявил, что выступает с "последним призывом" к членам "Армии Махди" - разоружиться и покинуть священную для мусульман-шиитов мечеть имама Али. При этом он отметил, что сторонникам Муктады аль-Садра будет гарантирована безопасность, если они согласятся на мирное предложение. Какого-то крайнего срока назначено при этом не было, но было подчеркнуто, что "необходимо быстрое решение".
Сразу после резких заявлений, незадолго до начала массированного обстрела Наджафа, арабский телеканал Al Arabia продемонстрировал рукописное письмо главы шиитских экстремистов, в котором он призвал своих сторонников покинуть гробницу. Кроме того, аль-Садр в очередной раз отказался разоружить своих боевиков и начать сотрудничество c коалиционными войсками. "Я не буду участвовать в политическом процессе до тех пор, пока продолжается оккупация страны", - заявил он.
Выступивший в прямом эфире катарского спутникового телеканала Al Jazeera представитель Муктады аль-Садра в южноиракском городе Насирия Аус аль-Хафаджи подтвердил, что "шеф" приказал как можно скорее передать ключи от святыни шиитскому духовенству, чтобы "предотвратить проникновение неверных на ее территорию". В то же время аль-Хафаджи подчеркнул, что "этот призыв не означает отказа имама от борьбы и не противоречит его предыдущим заявлениям".
Замечено, что подобные "шаги к перемирию" главарь шиитов делал не единожды, при этом каждый раз, спустя время, забирал свои слова обратно. Буквально накануне аль-Садр заявлял, что выполнит все условия, поставленные правительством Ирака, - покинет священное место, сложит оружие и превратит свою организацию в политическую партию. Однако потом, видимо, передумал.
Американцы подозревают, что и на этот раз священник попросту пудрит им мозги. Аналитики говорят, что его последнее письмо, подлинность которого, кстати, не подтверждена (оно скреплено печатью Аль-Садра, однако она отличается от печатей с предыдущих документов), явно говорит о том, что он по-прежнему видит себя в роли политического лидера Ирака. Ранее он уже пытался участвовать в политическом процессе, однако временная администрация, возглавляемая Полом Бремером, перекрыла ему кислород, закрыв подконтрольное ему издание Al Havza и запретив радикальным исламским партиям участвовать в политике в ближайшие три года.
О том, что радикальный шиитский лидер "не покинет Ирак и не выедет в Сирию, Иран или другое место за границей", заявил сегодня представитель бюро аль-Садра в Ливане шейх Хасан аз-Заркани. По его словам, все сообщения о том, что готовится такая сделка, "не соответствуют действительности". "Это лишь разговоры с целью "изолировать" руководство от народа. Муктада аль-Садр - сын города Эн-Наджаф и останется в нем", - сказал аз-Заркани.
В то же время представитель радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра шейх Али Сумейсам опроверг сообщения о роспуске "Армии Махди" и потребовал от делегации Иракского законодательного совета прибыть в Эн-Наджаф для наблюдения за выполнением мирной инициативы по урегулированию кризиса.
Сам факт того, что боевики "Армии Махди" окопались в мавзолее Наджафа, создает для командования США особую проблему. Американские генералы боятся отдать приказ о настоящем штурме, поскольку, если в результате атаки усыпальница имама Али - двоюродного брата и зятя Мохаммеда - будет разрушена, то мусульмане, и особенно шииты, им этого никогда не простят. На протяжении столетий гробница была местом паломничества для шиитов, которых сейчас в мире около 120 миллионов. Штаты в данный момент просто вынуждены ограничиваться ультиматумами и перестреливаться с мятежниками в окрестностях храма.
Однако понятно, что так продолжаться долго не может и по сути американцам в Наджафе придется разрешить почти гамлетовский вопрос: "Бомбить или не бомбить?"
С одной стороны, штурмовать мечеть можно – в данной ситуации она является законным военным объектом – там расположен опорный пункт боевиков Муктады аль-Садра. Наблюдатели при этом вспоминают, что в 1991 г., после того, как Саддама Хусейна выбросили из Кувейта, его революционная гвардия жестоко подавила шиитское восстание и мечеть имама Али была сильно повреждена. Не пожалели святыню и партизаны в августе 2003 г., когда рядом с ней была взорвана машина с бомбой, убившая как минимум 95 верующих, выходивших с богослужения.
В оправдание возможным действиям американских сил вспоминают и схожую ситуацию 1941 г. в Италии. Когда немцы обосновались в аббатстве VI в. на горе Монте-Кассино, 254 американских бомбардировщика оставили на его месте руины. Однако это помогло прорвать немецкую оборону и открыть дорогу на Рим. Через год была освобождена и вся Италия. А спустя 20 лет разрушенное аббатство было отстроено заново.
Но все это, однако, не снимает проблем, которые грозят Штатам сейчас в случае повреждения мечети имама Али, кто бы ни был в этом виноват. Пытаясь найти выход, министр обороны Ирака Хазем Шаалан объявил, что на штурм святыни пойдут лишь войска Ирака. Но очевидно, что такое решение порождает свои собственные проблемы. Во-первых, иракцы хуже обучены и менее опытны, чем американцы. Поэтому не исключено, что мавзолей может быть поврежден просто случайно. Во-вторых, иракским военным будет сложно заставить себя открыть огонь. Есть масса примеров, когда новички-полицейские или национальные гвардейцы отказывались воевать и даже переходили на сторону повстанцев.
Специалист по Ираку из Мичиганского университета профессор Хуан Коул, уверен, что мусульмане все равно будут считать операцию чисто американской. А военное командование США опасается, что сторонники аль-Садра сами взорвут гробницу, а потом свалят все на американцев. Другие говорят, что вообще штурм в Наджафе особых результатов не принесет: боевики запросто могут уйти через лабиринт узких улочек, окружающих мечеть.
Как стало известно, сегодня мятежный Муктада аль-Садр провел переговоры с Аятоллой Али аль-Систани, который считается влиятельнейшей фигурой среди иракских шиитов. Он проживает в священном для них г. Эн-Наджафе. Али аль-Систани неоднократно призывал иракцев не присоединяться к аль-Садру, считая, что самым главным для шиитов является: не допустить кровопролития на священной земле.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт