Бельгийский ответ Уэйтсу и Гензбуру

Поклонники Тома Уэйтса и Сержа Гензбура найдут в пластинке бельгийца Арно много любопытного. Его альбом можно назвать одним из лучших образцов современного шансона, красиво окрашенного рок-н-ролльными мотивами




Arno – "French Bazaar" (2004)
Глядя на взлохмаченную физиономию, торчащую из кучи пустых жестянок на обложке очередного альбома бельгийца с "просто" именем ARNO, догадываешься, что таким образом потенциальному слушателю "French Bazaar" предлагается заранее мобилизовать собственное чувство юмора, и что лицам без такового к знакомству с пластинкой лучше не приступать вовсе… Манерой исполнения ARNO, на первый взгляд, немного напоминает Тома Уэйтса или Сержа Гензбура, но на самом деле артист глубоко индивидуален. Проявляется это в бесконечной иронии, с которой сподвижник Капитана Бифхарта (он же Дон Ван Влайт) сиплым голосом поет свои злые песни. Поет ARNO преимущественно на французском - ему, как уроженцу городка Остенде, так, наверное, легче и удобней. Впрочем, английскому наречию место тоже нашлось: артист не прочь побаловать себя и слушателей хорошей кавер-версией. Так, роллинговская "Mother's little helper" его стараниями превратилась в невероятно печальную балладу. Но несмотря на общую атмосферу несерьезного кривлянья, этот альбом можно назвать одним из лучших образцов современного шансона, красиво окрашенного рок-н-ролльными мотивами.
(****)

Simple Minds – "Neon Lights" (2001) / "Cry" (2002)
Два сравнительно свежих релиза от ветеранов шотландского рока, одновременно с U2, Tears For Fears, Frankie Goes To Hollywood и Depeche Mode определявших лицо британской "новой волны" второй половины 1980-х. За долгую карьеру группа успела перепробовать несколько направлений в рамках субжанра: поначалу это был довольно мягкий и беззлобный пост-панк, граничащий с хорошо аранжированной поп-музыкой, затем музыканты пытались играть более сложный арт-рок (диск "Real to Real Cacophony"), после чего их зачем-то занесло почти в евродиско ("Empires and Dance")… Несколько следующих альбомов были менее радикальными, группа возвратилась к более доступной манере исполнения; окончательно эксперименты завершились к середине 1980-х, когда сперва сингл "Don’t You (Forget About Me)", а затем и альбом "Once Upon A Time" поднялись на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики. С тех пор "фирменным" блюдом Simple Minds является "романтический" поп-рок с привкусом new-wave: эдакий гибрид Pet Shop Boys с U2 и Брайаном Ферри…

К началу нового тысячелетия Simple Minds пришли, растеряв 3/5 своего "классического" состава, что не помешало компании Eagle Records заключить с ними новый контракт. В качестве заведомо беспроигрышного маркетингового хода первым блином, "испеченным" Simple Minds для нового лейбла, стал альбом кавер-версий знаменитых рок-хитов, причем некоторые обработки вышли весьма любопытными, как, например, давшая название альбому "Neon Lights" (изначально "принадлежавшая" Kraftwerk!). Часть треков, напротив, демонстрируют заметное родство с прототипом ("Hello I Love You" от The Doors), а "The Man Who Sold The World" – вылитый "нирвановский" кавер десятилетней давности, такая же монотонная и занудная… Вышедший годом позже альбом "Cry", вобравший в себя оригинальный материал, создававшийся в течение предыдущих семи лет, получился очень ровным, без провалов, но и без явных хитов – на эту роль в равной степени может претендовать любой из двенадцати треков; все они меланхолично-убаюкивающие, и размеренно шелестящая ритм-секция тому совсем не помехой…
(****/***)


Laika & The Cosmonauts – "Local Warming" (2004)
Словосочетание "финские серферы" звучит также непривычно и странно как, скажем, "эскимосские рэпперы". Смешно, но только поначалу: музыка, исполняемая группой горячих финских парней под совсем не финским названием Laika вполне соответствует тому, что принято считать и называть серфом. Вся сложность состоит в том, что серф-музыка бывает разной, воспринимается она тоже по-разному. В случае, к примеру, с американцами The Reverend Horton Heat - это серф, где важна не только музыкальная линия, но и литературная основа, а именно текст… ну, и хулиганское исполнение, естественно. Но по последнему параметру Laika проигрывают вышеупомянутым коллегам примерно так же, как Минарди проигрывает Феррари. Их инструментальные композиции, сдобренные точными технологичными ритмами (как тут не вспомнить Kraftwerk?) слишком уж правильные и ровные. И финскому серфу эмоций катастрофически не хватает. Но как бы то ни было, звучит это приятно, с чем ни сравнивай…
(****)


The Flower Kings – "Adam & Eve" (2004)
Что-то явно происходит "при дворе" "цветочных королей" - после футуристических пейзажей, хризантем и роз неестественно яркого окраса, и мистических персонажей ночных улиц вот уже второй подряд альбом шведских симфо-прогрессивистов оформлен так, что по обложке, не видя названия группы, нипочем его не распознать. На прошлогоднем концертнике сидел латунный механический кузнечик - "сам себе оркестр", здесь же отчего-то в памяти возник бородатый анекдот о том, как изрядно перебравший поручик Ржевский на балу пытается своими словами пересказать Наташе стишок на библейскую тему: "Адам Еву – прижал ко древу… а дальше, в общем, любил он ее с треском…". Ржевский, естественно, выразился еще более емко, но… вернемся к альбому. Главным количественным изменением, повлекшим за собой заметные перемены качественные, стало дальнейшее расширение состава до септета: в записи альбома на равных поучаствовал гитарист и клавишник Даниэль Гильденлев, в прошлом году игравший с группой на концертах в качестве гостя. Продолжение сотрудничества с лидером Pain of Salvation привело к тому, что звучат "короли" теперь подтянутее, "конкретнее", обретя одновременно и большее стилистическое разнообразие. Последнее немаловажно, особенно при прослушивании длинных затянутых эпиков, без которых, понятное дело, в альбоме "традиционно" не обошлось. (****)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1), "CD-Maximum" (2,3) и концерном "Группа Союз" (4,5).

Выбор читателей