У Милошевича есть четыре часа, чтобы оправдаться

В Гаагском трибунале возобновился процесс над экс-президентом Югославии, обвиняемым в военных преступлениях и геноциде. Железному Слобо дали первое слово в свою защиту. Журналисты ожидают сенсаций




Бывший президент Югославии Слободан Милошевич, которого обвиняют в военных преступлениях, преступлениях против человечности, нарушении законов и обычаев войны во время вооруженных конфликтов в 90-е гг. в Хорватии, Боснии и Косово, а также в геноциде, сегодня, наконец, начал защищаться.

В Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге на произнесение речи в свое оправдание ему отвели четыре часа. Изначально, правда, руководитель СРЮ просил на это три дня - столько же, сколько потратили на вступительное слово прокуроры, допросившие 298 свидетелей и исписавшие 32 тыс. страниц отчетов с заседаний. Однако в суде решили, что для спича Милошевича это слишком много. Он также требовал не ограничивать время своей защиты 150 днями, ссылаясь на то, что в распоряжении обвинителей было 300 дней (объем представленных ими доказательств составил около 50 тыс. страниц). Но и в этой просьбе ему было отказано.

К своему первому выступлению самый знаменитый узник нидерландской тюрьмы Эйндховен готовился многие часы. Его охранники свидетельствуют, что Милошевич исписал в камере массу бумаги.

Обозреватели считают процесс над югославским президентом станет серьезной проверкой для МТБЮ и одним из важнейших подобных процессов со времен Нюрнберга. Подсудимый неоднократно заявлял, что собирается превратить суд над собой в процесс над Западом. Гаагский пленник намерен вызвать более 1600 свидетелей. Среди них экс-президент США Билл Клинтон, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, глава Франции Жак Ширак и другие. Все они, как сообщается, будут выступать не ранее 7 сентября 2004 года.

В судебной палате №3 МТБЮ, где проходят слушания, председательствует судья Пэтрик Робинсон. В состав палаты также входят судьи О Гон Квон и Айэйн Бономи, который сменил умершего 1 июля английского судью Ричарда Мея. Последний председательствовал на предыдущем этапе суда над бывшим югославским лидером.

За происходящим в трибунале наблюдают несколько десятков журналистов из разных стран мира, а также дипломаты. В холле Международного трибунала стоят мониторы, на которые с 30-минутной задержкой передаются события из зала суда.

Как известно, экс-президент Югославии считает суд над собой незаконным и поэтому отказался от услуг адвокатов. Как дипломированный юрист, он решил защищать себя сам. Однако в МТБЮ считают иначе. Ссылаясь на плохое состояние здоровья Милошевича, прокуроры не раз заявляли, что он не в состоянии обеспечить собственную защиту, а посему нуждается в квалифицированном адвокате или на крайний случай в юридическом советнике. До сих пор этот вопрос остается открытым.

Самочувствие Железного Слобо действительно оставляет желать лучшего. По свидетельству медицинских комиссий, у него наблюдаются симптомы сильного переутомления, дали знать о себе давние болезни: гипертония и проблемы с желудком. Процесс над бывшим югославским лидером начался еще 12 февраля 2002 г. и за это время прерывался 17 раз и откладывался по состоянию здоровья Милошевича.

В середине августа 2004 г. 90 юристов из 17 стран, так называемый "Комитет защиты Милошевича", направили в ООН петицию, в которой заявили, что из экс-президента просто пытаются сделать второго Хусейна, назначение официального защитника подсудимому противоречит нормам права. А известный канадский адвокат Тифейн Диксон даже заявил, что Слобо должен вообще покинуть стены тюрьмы Эйндховен, поскольку у него тяжелая форма гипертонии. При этом условии судить его нельзя категорически – ставится под угрозу его жизнь, и в случае непредвиденной гибели бывшего президента СРЮ Международный трибунал будет еще больше дискредитирован.

Люди, работающие на процессе в качестве "друзей" (они следят, чтобы суд был честным) считают, что насильственное назначение адвоката только ужесточит оказываемое на Слободана Милошевича давление и станет причиной вполне вероятной апелляции. Некоторые наблюдатели полагают, что судьи могут пойти на определенный компромисс, при котором экс-президент мог бы согласиться на помощь со стороны юриста, которого выбрал бы сам.

Ожидания многочисленных наблюдателей и журналистов, которые предсказывали страстный политический отпор Милошевича, оправдались. Выступая в трибунале в Гааге, экс-президент СРЮ заявил, что все выдвинутые против него обвинения - не более, чем ложь и "вероломное искажение истории". По мнению экс-президента, прокуроры "представили выгодную для них однобокую" версию событий. Досталось и мировому сообществу, которое Железный Слобо обвинил в намеренном развале бывшей Югославии в 90-е годы". Он подчеркнул, что в результате этого было разрушено "многоконфессиональное, многоэтническое и многокультурное государство".

Сегодня же стало известно, что первый из многочисленных свидетелей Слободана Милошевича должен быть вызван в суд до 7 сентября. Первыми в списке стоят бывшие премьер-министры Греции, Югославии и России - Константинос Мицотакис, Момир Булатович и... нынешний глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков. Однако, если судьи посчитают их показания незначительными, судьи имеют право не давать свидетелям слово.

Кроме вышеназванных в список вошли ряд иностранных высших офицеров и сотрудников разведслужб - французский генерал в отставке Жан-Мари Галуа, германский генерал Эльмар Шмелинг, бывший французский разведчик Ив Бонэ и люди, с которыми ранее работал югославский лидер.

Среди них - российский генерал Леонид Ивашов, который участовал в попытках урегулирования югославского кризиса в качестве представителя российского Минобороны. Он, кстати, уже дал свое согласие на участие в защите. "Я дал согласие, поскольку встречался с ним неоднократно, занимался проблемой югославского кризиса. Я намерен выступить и на процессе против начальника Генштаба армии Югославии генерала Драголюба Ойданича", - сказал Ивашов.

Он не исключил, что в качестве свидетеля на процессе по делу Милошевича может выступить Евгений Примаков, который также был причастен к переговорному процессу в СРЮ в качестве главы МИД РФ. Что же касается Виктора Черномырдина, то, по словам генерала, он не располагает информацией, что тот намерен поехать в Гаагу. Черномырдин в то время был специальным представителем президента России по урегулированию кризиса вокруг СРЮ.

Выбор читателей