У заложников мог возникнуть "стокгольмский синдром"

Специалисты утверждают, что у некоторых пленников должен был возникнуть "стокгольмский синдром" - боевики создали для этого все условия




Более тысячи человек двое суток находились в заложниках у боевиков. Специалисты утверждают, что у некоторых пленников должен был начаться "стокгольмский синдром" - для этого были созданы все условия. Напомню, что представляет собой это явление.

Термин возник в 1970-е гг., после того, как двое преступников взяли в заложники персонал и посетителей шведского банка. Людей удерживали неделю, к концу которой некоторые узники стали сочувствовать своим захватчикам. Пленники встали на защиту террористов и даже оказывали сопротивление попыткам полиции освободить их, а затем две бывшие заложницы даже обручились с преступниками, у одной пары дело дошло до свадьбы.

Для того чтобы возник "стокгольмский синдром", преступникам не надо обращаться с заложниками мягко. Напротив, сначала их нужно подавить, сломить. Пока человек не сломлен, он думает о возможности побега, освобождения, а не о сотрудничестве. "Стокгольмский синдром" - защитная реакция находящегося в состоянии страха человека, проявляющаяся в желании жертвы сотрудничать с преступником.

Этому явлению, по данным "Справочника для журналиста, работающего в зоне военных действий", подвержены 20-30% заложников. Такой процент людей начинает сочувствовать захватчикам подсознательно и бескорыстно, часть пленников помогает террористам исходя из прагматичного расчета.

Кстати, это явление характерно не только для лиц, взятых в заложники, но и для подданных тоталитарных государств. Люди с подавленной волей начинают искренне восхищаться своими вождями, считая, что так и должно быть. Таким образом, "стокгольмский синдром" стар как мир и может в некоторых случаях перерастать в культ личности.

Добавлю, что большая часть заложников ему все-таки неподвержена: многие люди, захваченные террористами, впадают в истерику (женщины просто плачут, а мужчины еще и проявляют агрессию). Такие люди, увы, погибают первыми. А некоторые в ситуации, подобной той, что сложилась в Беслане, ведут себя стойко, помогая более слабым товарищам. Нередко в стрессовой ситуации значительная часть заложников замыкаются в себе и начинают метаться в "прилюдном одиночестве". У таких людей нередки шизоидные проявления, то есть они могут повести себя неадекватно.

Как могли повести себя заложники в Беслане, предсказать было сложнее, чем обычно - ведь среди пленников было очень много детей.

Выбор читателей