Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Справедливости ради следует отметить, что теория о связи мумии с картиной далеко не нова: еще в 1978 г. нью-йоркский профессор Роберт Розенблюм предположил подобную зависимость, правда, в отношении к мумии инка, хранящейся в парижском музее. Согласно данной версии, Мунк и Гоген могли видеть экспонат на выставке в 1889 году. Действительно, в знаменитом полотне Гогена "Виноградники в Арле" и некоторых других работах отразилась искаженная поза парижской мумии. С этим согласны многие искусствоведы.
Однако Маннуччи утверждает, что "Крик" все-таки больше похожа на флорентийскую: "У французской мумии кулаки прижаты к щекам, а у нашей открытые ладони приложены с двух сторон лица точно так же, как у фигуры на картине", - сообщил антрополог.
Останки перуанского вождя прибыли во Флоренцию в 1883 г., то есть за 10 лет до того, как Мунк создал первый вариант своего шедевра. Но мог ли художник созерцать предполагаемый прототип ранее 1899 г., когда, если верить историческим документам, он путешествовал по Италии и, в частности, посетил деревушку Физоле в окрестностях Флоренции? Пьеро Маннуччи полагает, что встреча Мунка с мумией могла произойти и раньше.
Допустим, живописец мог принять частное приглашение физиолога и антрополога Паоло Мантегацци, который тогда был директором музея естествознания, приехать к нему в гости. Этот ученый бывал в Норвегии во время своих антропологических исследований. "Более чем вероятно, - заявил Маннуччи, - что Мантегацца и Мунк, оба деятели культуры и оба евреи по происхождению, знали друг друга лично. В настоящее время я занят изучением обширного архива писем итальянского исследователя, чтобы найти упоминание о знакомстве или встрече между ними". Однако конкретных аргументов привести пока нельзя. Таким образом, кроме сильного сходства, нет в настоящее время достаточных доказательств и для всей версии, и она продолжает оставаться всего лишь гипотезой, основанной на домыслах.
Что касается Роберта Розенблюма, впервые предположившего, что прообразом фигуры на холсте Мунка является латиноамериканская мумия, то он высказал следующую догадку: "Мне ничего не известно об экспонате флорентийского музея. Однако легко предположить, что в антропологических собраниях насчитывается немало перуанских мумий. Можно долго полемизировать, какая из них конкретно послужила вдохновением для художника, однако тот факт, что он обратил внимание на их своеобразные позы, на "выражение отчаяния", читающееся на высохшем лице – теперь почти неоспоримо".
Ситуация развивается стремительно
Некоторые не выдержали критику и передумали