Скромные предшественницы "девушек с календаря"

В конце XIX в. в Японию хлынули профессиональные фотографы, которые основали здесь первые студии. Именно эти люди создали загадочный и романтический образ Страны восходящего солнца, который "работает" и по сей день


Фото: mdf.ru



Человечеству не известно, кто и когда изобрел первый в мире сувенир. Но, безусловно, история яркой, аляповатой и непременно экзотической сувенирной продукции исчисляется столетиями. В конце XIX в. абсолютным лидером продаж была Япония.

До середины XIX в. консервативная Япония оставалось закрытым государством и для предприимчивых бизнесменов, и для любознательных туристов. Не удивительно, что после открытия страны Европу захлестнула мода на японское искусство: восточные ширмы и веера, изящный фарфор и цветные гравюры стали обязательным украшением любой модной гостиной. Прогрессивные художники часами копались в специализированных "восточных" лавочках, скупая экзотические костюмы, лаковые коробочки и альбомы знаменитых японских ксилографий (кстати, именно так в Париже был "открыт" великий Хокусай).

Европейские дизайнеры тщательно штудировали японские орнаменты, потому что самые состоятельные промышленники, банкиры и меценаты заказывали интерьеры исключительно в восточном духе. Молоденькие модницы наряжались в кимоно и укладывали волосы на затылке, а почтенные матроны томно обмахивались широкими веерами. Одним словом, предметы дальневосточного искусства буквально заполонили Европу. Эта ситуация весьма напоминала вполне современную и актуальную историю с грузинским коньяком: ни для кого не секрет, что в закромах московских магазинов хранится в несколько раз больше "грузинского коньяка", чем его производится непосредственно в Грузии. Так и японцы, трепетно работавшие над каждой булавкой (а все вышеперечисленные предметы делались вручную!), физически не могли удовлетворить ненасытный Запад. И тут их очень выручил фотоаппарат.

Первая фотографическая камера появилась в Японии в 40-е годы XIX века. В 1853 г. американский офицер Элифалет Браун и русский офицер Александр Федорович Можайский независимо друг от друга сделали первые дагерротипы видов Японии. А уже 1860-70-х годах фотографии с видами Страны восходящего солнца регулярно поступают в Европу.

Бизнес оказался очень прибыльным: люди, не способные вкладывать деньги в золотые ширмы и эксклюзивный фарфор, охотно покупали раскрашенные акварелью отпечатки. Вскоре в Японию хлынули профессиональные фотографы, которые и основали здесь первые студии. Работы Феличе Беато, Барона Раймонда фон Штильфрид-Райтеница и А.Фарсари публиковались и в японской и в европейской прессе, оказав огромное влияние на привлечение иностранных туристов в Японию. В конце концов, именно эти люди создали загадочный и романтический образ Страны восходящего солнца, который "работает" и по сей день.

Спрос на японскую экзотику был так велик, а конкуренция на новом рынке столь остра, что уже в 1887 г. местные власти ввели весьма оригинальные лицензии на фотографирование тех или иных сюжетов. Кроме того, всех европейских мастеров обязали регистрировать свои негативы в министерстве внутренних дел.

И все же, самым талантливым и активным фотографам удалось раскрутиться в жестких условиях восточной бюрократии. Феличе Беато обосновался в Иокогаме. Здесь он основал собственную школу, которая очень скоро получила известность благодаря своим "фирменным" жанровым сценкам и очаровательным пейзажам, оживленным акварельной подцветкой.

На выставке "Японская фотография конца XIX – начала ХХ вв." в Московском Доме фотографии показывают работы лучших учеников и последователей Феличе Беато. Щекастые красотки, мило воркующие на пороге чайных домиков, не слишком-то похожи на своих более ярких и удачливых конкуренток с цветных календарей 1970-х, необычайно популярных в СССР, а сероватые пейзажи едва ли могут конкурировать с великолепными гравюрами того времени. Зато необычайно интересны кадры, увековечившие разнообразных ремесленников за работой, и весьма трогательны лаконичные портреты простых японских крестьянок в будничной одежде.

Московский Дом фотографии, с 7 сентября.

Выбор читателей