В Чечне установят приманку для капиталов

Государственные деньги в республике исчезают, а частные инвесторы не рискуют вкладывать свои капиталы в местную экономику. Аллу Алханов предложил выход: объявить Чечню свободной экономической зоной до 2013 года




Новый глава Чечни Алу Алханов и представители чеченской диаспоры, входящие в Координационный совет (КС) чеченских общественно-политических и культурных движений и организаций России, подписали 21 сентября Меморандум о взаимодействии с целью социально-экономического возрождения республики. "Нам не нужны войны, нам нужны идеи жизни и созидания, – заявил при подписании Алханов. – Чеченское общество должно быть консолидировано как в самой республике, так и за ее пределами". В свою очередь, "запредельная" чеченская общественность в лице КС выразила готовность активно участвовать в подготовке и реализации программ восстановления разрушенного хозяйства "исторической Родины". Участвовать, надо понимать, в том числе собственными капиталами.

Активизировался и федеральный центр: после трагедии в Беслане Путин заявил о необходимости кардинального обновления всей политики на Северном Кавказе, выделив в качестве приоритетной задачу экономической реабилитации данного региона, одного из самых депрессивных в России. Чечне уже выделено дополнительно 1,4 млрд руб. на этот год в рамках федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы ЧР", действующей с 2002 года. Беда в том, что деньги, выделяемые по этой программе, до сих пор расходовались крайне неэффективно. "В этом документе нет ни одного конкретного ориентира, когда и к какому сроку должен быть восстановлен тот или иной объект; в результате контролировать расходы крайне сложно", – говорят в Министерстве экономического развития и торговли. Деньги просто "распыляются". Так, по результатам прошлогодней проверки председатель Счетной палаты Сергей Степашин отметил следующий факт: за отчетный период в Чечне было "освоено" 95% капиталовложений, а пущено в эксплуатацию только 30% запланированных объектов. По признанию Алханова, в республике "в итоге ничего толком до сих пор не построено", притом что всего на эти цели за четыре последних года из федерального бюджета было выделено 62,5 млрд рублей. С учетом масштабов необходимых работ, это, разумеется, не очень много, но и ничтожной указанную сумму не назовешь (более $500 в год на каждого жителя Чечни, причем сюда не входят социальные трансферты).

Таким образом, вопрос не только в количестве денег, но и в способах распоряжения ими. Постановление правительства от 10 сентября с.г., согласно которому Чечне выделяются дополнительные суммы, содержит также определенную коррекцию федеральной целевой программы. Предусматривается концентрация средств на наиболее значимых объектах и сокращение сроков ввода их в эксплуатацию.

Что же до того, как пополнить финансовые ресурсы, то еще в августе Алханов предложил – а Путин его в этом поддержал – направлять непосредственно на восстановление Чечни выручку от экспорта добытой на ее территории нефти. В настоящее время правительство размышляет над механизмами реализации данного предложения (оно, мягко говоря, не стыкуется с налоговым законодательством). На экспорт направляется почти вся нефть, добываемая "Грознефтегазом" (дочерним предприятием "Роснефти"), – 95-97% из общего объема около 2 млн т в год. При нынешних мировых ценах это, за вычетом издержек, дает доход, превышающий $400 миллионов. Правда, планы республиканских властей довести добычу до 5 млн т в год большинство экспертов, в том числе из "Роснефти", расценивают весьма скептически ввиду истощения месторождений. Более того, указывается на вероятность падения в среднесрочной перспективе объемов нефтяного производства, для поддержания которого хотя бы на сегодняшнем уровне требуются значительные капиталовложения.

Примечательно, однако, что московские и грозненские власти отдают себе отчет в том, что даже при наращивании бюджетного и околобюджетного финансирования и решении вопросов эффективности расходования соответствующих средств, без привлечения капиталов и энергии частного бизнеса республику из руин не поднимешь. В этой связи Минэконоразвития предлагает внести в программу "Восстановление экономики и социальной сферы ЧР" изменения с тем, чтобы "сосредоточить основные финансовые ресурсы на восстановлении не объектов хозяйственной деятельности, а инфраструктуры и жилья". Это, дескать, создаст минимально необходимые условия для привлечения в республику негосударственных инвесторов. Иными словами, предлагается как бы сузить первоначальную программу, доверив восстанавливать собственно экономику "частникам".

Кстати, в Чечне в настоящее разрабатывается программа приватизации (не все, стало быть, разрушено до основания?). На первом этапе, согласно разъяснениям министра имущественных и земельных отношений ЧР Висради Анасова, пойдут с молотка объекты бытового обслуживания и торговли. Однако затем приватизация распространится на все отрасли экономики.

Но какой бизнесмен рискнет сегодня вкладывать в Чечню деньги? Объявляя недавно о том, что Российский союз промышленников и предпринимателей намерен "разработать и реализовать собственную программу по поднятию экономики Северного Кавказа, созданию там рабочих мест и наращиванию производственных мощностей", вице-президент организации Игорь Юргенс специально оговорился, что государство должно сперва доказать эффективность своих антитеррористических мер. В этом контексте Меморандум о взаимодействии между новоизбранным президентом Чечни и КС приобретает дополнительный смысл. В самом деле, кому еще из российских капиталистов, как не выходцам из Чечни, рисковать первыми? Тот же Алханов, посетовав на низкую инвестиционную привлекательность региона, добавил, что "начинать надо сейчас".

Впрочем, есть вариант, при котором не только чеченцы, но также русские, евреи, чукчи и толстосумы иных национальностей с радостью бросятся переводить в Чечню свои капиталы. Речь идет еще об одной идее Алханова, а именно, объявить республику свободной экономической зоной до 2013 г., причем с гораздо более широким статусом, чем статус "внутреннего офшора". Благо, за опытом далеко ходить не надо: подобный офшор до недавних пор существовал в соседней Ингушетии. Правда, это серьезно улучшило материальное положение лишь весьма незначительной части ее жителей; ну так, ведь главное – начать.

Выбор читателей