Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото AP |
Вспомним, как все начиналось. Несмотря на то, что Кремль особо не афишировал свои предпочтения по отношению к кандидатам, практически ни у кого накануне выборов не было сомнений в том, что победу одержит бывший премьер-министр Абхазии Рауль Хаджимба. Даже недолгую встречу с ним Путина, во время которой обсуждались вопросы поддержки ветеранов войны, проживающих в республике, многие наблюдатели расценили как недвусмысленный пиар. Для любого российского политика подобный знак внимания со стороны президента стал бы козырной картой в предвыборной борьбе, однако в случае с Абхазией этот номер не прошел.
С другой стороны, по мнению наблюдателей, для Москвы были более-менее приемлемы все пятеро претендентов. Все они имеют российское гражданство, все так или иначе разыгрывали в предвыборной борьбе "российскую карту". В стремлении завоевать симпатии избирателей в ход шли любые факты сотрудничества с Россией, которая вызывает высокий уровень доверия у населения республики по нескольким причинам. Во-первых, по некоторым оценкам, около 80% жителей Абхазии имеют российское гражданство. Во-вторых, Россия для Абхазии – ближайший и важнейший торговый и политический партнер. Кроме того, своим миротворческим контингентом Россия до сих пор во многом обеспечивает безопасность республики. Напротив, малейшие подозрения электората в симпатиях к Грузии являются для кандидата в президенты по-настоящему губительными.
Как известно, предпочтения избирателей разделились между двумя претендентами. По данным местного ЦИКа, на выборах победил Сергей Багапш, набравший 50,08% голосов, после чего Рауль Хаджимба обратился в Верховный суд Абхазии с протестом. Решение суда ожидается в ближайшее время, но каким бы оно ни было, вряд ли прибавит спокойствия в республике.
Сергей Багапш уже заявил о том, что созывает сход абхазского народа, а недавние заявления действующего президента Владислава Ардзинбы назвал "разжиганием гражданской войны". Ардзинба, напомним, в ответ на подтвержденную ЦИКом победу Багапша заявил, что "такими антизаконными методами народу пытаются навязать свою волю и лишить его права голоса" и "все это может привести к кровопролитию".
Понятно, что в России обострение ситуации вызвало серьезную обеспокоенность. В среду директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы Константин Затулин провел пресс-конференцию на эту тему.
По данным Затулина, который являлся единственным наблюдателем от Думы на абхазских выборах, расклад политических сил на выборах существенно отличается от картины, представленной абхазским Центризбиркомом. По данным депутата, Сергей Багапш набрал около 45% голосов, а Хаджимба – около 40%. Кроме того, опять была поднята тема голосования в Гальском районе, которое проводилось с нарушениями столь вопиющими, что прокуратура республики уже возбудила уголовное дело по факту подлога избирательных бюллетеней. Зарегистрированных избирателей в данном регионе всего около 5 тыс., в то время как проголосовало 12 тыс. человек. И большинство из них отдали свои голоса именно за Багапша. Это связано с тем, что район населен в основном мингрелами, которым Багапша представляли как сторонника более тесного взаимодействия с властями Грузии. Кроме того, количество зарегистрированных избирателей и реально проголосовавших не совпадали на всей территории непризнанной республики. Произошло это потому, что власти Абхазии не в состоянии контролировать внутренние перемещения своих граждан, а голосование проводилось как по паспортам советского образца, так и по российским загранпаспортам, что, возможно, позволяло одному человеку отдать свой голос более одного раза.
По мнению Константина Затулина, наметившееся гражданское противостояние может остановить только проведение второго тура выборов. Правда, не очень понятно, как власти республики смогут обеспечить свободное волеизъявление в том же Гальском районе.
При этом депутат уверен, что Россия найдет общий язык с любым из претендентов: "В случае с Раулем Хаджимбой это будет проще, в случае с Сергеем Багапшем, может быть, будет сложнее, причем не из-за него самого, а потому, что по принципу, раз Хаджимба – кандидат России, за Багапша будут голосовать те, кто недружественен России... Это обстоятельство смущает, хотя Багапш, как и Хаджимба, участвовал в войне против Грузии в грузино-абхазском конфликте на стороне абхазского сопротивления, и этой точки зрения в его позиции по отношению к Грузии и Абхазии вряд ли может быть какое-то сомнение", – считает Затулин.
Очевидно одно. Для всех участников политического процесса на Кавказе сегодня не столь важно, кто победит на выборах президента непризнанной республики. Гораздо важнее, чтобы результаты выборов не стали поводом для очередного вооруженного конфликта во взрывоопасном регионе.
Украинцы стали пушечным мясом для киевского режима