Осенние мелодии "стариков-разбойников"

Последняя прижизненная пластинка Рэя Чарльза стала замечательным реквиемом великому музыканту, умершему этим летом. Остальные участники сегодняшнего обзора, слава Богу, живы и в меру оставшихся сил радуют поклонников




Ray Charles – "Genius Loves Company" (2004)
Последняя прижизненная пластинка Рэя Чарльза: альбом дуэтов, завершенный за несколько месяцев до кончины музыканта в июне этого года. Проект, стартовавший почти спонтанно с "живого" сета Чарльза с Вэном Моррисоном на телевизионной церемонии "Songwriter's Hall of Fame" в июне 2003 г.; вскоре за ним последовала первая студийная сессия с одним из близких друзей Рэя, легендарным блюзменом Би Би Кингом, и пошло-поехало... Последним, кому выпала честь работать с Чарльзом, был Элтон Джон: "Теперь, когда люди упоминают имя Рэя Чарльза, я улыбаюсь. Его усмешка, его голос, его музыка всегда были очень жизнерадостными. Это было удивительно – сидеть в студии и петь вместе с ним. Невероятное впечатление – находиться рядом с тем, для кого музыка означала бы так много... Он был одним из величайших певцов – на все времена". По совпадению, элтоновская "Sorry Seems To Be The Hardest Word" оказалась самой грустной вещью альбома; как и вся пластинка, ставшая замечательным реквиемом великому музыканту.
(****)


Bryan Adams – "Room Service" (2004)
У большинства слушателей – по крайней мере, в нашей стране, – имя Брайана Адамса (третьего, наряду с Селин Дион и трио Rush "национального достояния" Канады в области поп- и рок-музыки) почти поголовно ассоциируется со слезоточивыми "медляками" "Everything I Do", "Please, Forgive Me" или, на крайний случай, с героической "мушкетерской" "All For One", исполненной Адамсом на паях с Родом Стюартом и Стингом. Естественно, каждый последующий альбом певца-гитариста-автора-исполнителя сканируется ими (слушателями) в первую очередь на предмет подобных душещипательных "откровений"; вероятно, не найдя очередной сахарной пилюли, они сразу же разочаровываются и впадают в уныние... Спешу успокоить: на этом диске сразу три композиции могут претендовать на подобную роль: "Flying", "I Was Only Dreaming" и заключительная баллада "Why Do You Have To Be So Hard To Love" – хотя, при всей своей изначальной красивости и очень профессиональной подаче, ни один из трех упомянутых треков до роли очередного "гимна" все же не дотягивает.
(***)


Jon Lord – "Beyond The Notes" (2004)
Все как сговорились: "Осень патриарха, осень патриарха..." Ну, осень! Тоже неплохое время, между прочим. Осень разной бывает: вот DIO моложе Лорда всего на год-полтора, так он как тридцать лет назад проторил колею, так до сих пор по ней и дует – на радость себе и поклонникам. С Джоном Лордом ситуация иная. Ставить экс-клавишнику Deep Purple в упрек то, что на 64-м году жизни тот записал серьезный альбом в симфоническом ключе, по меньшей мере, глупо. Попытки оркестрового музицирования предпринимались Лордом еще лет тридцать назад, и не без успеха. Однако, несмотря на различия в саунде, по духу "Beyond The Notes" очень близок к "Pictured Within", вышедшему пять лет назад; опять же, вокальные номера исполнили Сэм Браун и Миллер Андерсон, работавшие с Лордом и тогда. Также в работе над диском приняли участие Тийс ван Лиир, Пит Йорк, а также экс-вокалистка ABBA Фрида, которая записалась впервые после 17-летнего перерыва. В итоге "Beyond The Notes" выглядит эдаким синтезом всех предыдущих работ: то и дело натыкаешься на солидные отсылки то к "Sarabande", то к "Windows"... Другое дело, что поклонникам Лорда-рокера тут ловить абсолютно нечего – пусть и дальше утешаются прошлогодним джемом Hoochie-Coochie Men... Ну а почитателям таланта Лорда-музыканта – очень даже рекомендую.
(***)


DIO – "Master Of The Moon" (2004)
"Истребитель драконов" (а теперь еще и Хозяин Луны!), чей последний визит в Москву совпал с экватором лета, исполнил-таки на июльском концерте одну вещь с нового альбома, "The Eyes", встреченную фанами весьма сдержанно – как тогда казалось, из-за довольно посредственного звука. При домашнем прослушивании диска, однако, эта композиция экстаза также не вызвала: вполне стандартная для DIO doom-металлическая поделка; куда более интересными кажутся динамичные "One More for The Road" и "Living A Lie", балладного толка "The Man Who Would Be King" или заглавная "Master Of The Moon", исполненные в духе классических работ начала 80-х. Впрочем, было бы странным ожидать от 62-летнего музыканта каких-то кардинальных отходов за рамки стиля, которому он отдал без малого четверть века. Поэтому от предшественника ("Killing The Dragon", 2002) новый альбом отличается разве что очередными рокировками в составе: взамен (временно?) покинувших группу басиста Бэйна и гитариста Олдрича с Ронни теперь играют Джефф Пилсон и Крэйг Голди. В остальном – все как прежде. Как два или двадцать лет назад.
(***)


SuperJeg – "Alt er ego" (2004)
Европейская гитарная музыка подчас существенно отличается от произведенной на американском континенте, это факт. И различия эти кроются не в исполнительской стороне вопроса – музыканты, как правило, дело свое разумеют, – а в энергетике, которая, как известно, либо есть, либо ее нет. Может быть, дело в климате, тут вряд ли скажешь наверняка... Американцев в мире любят ругать, но нельзя не оценить то безумное жизнелюбие, без которого редко когда обходится их музыка. Вот и норвежцы SuperJeg попытались сыграть акустику в калифорнийском духе. Результат вышел двойственный: гитары и клавиши звучат приятно, но драйва в этой музыке меньше, чем хотелось бы. Однако несколько композиций исполняются на родном языке музыкантов: случай оценить музыкальные возможности норвежского языка, согласитесь, для нашего рынка – редкость.
(***)


Heart – "Jupiter's Darling" (2004)
М-мм-х! Динозаврихи, железные леди! Девушкам уже за пятьдесят, а они все никак не угомонятся. Играют, при том не без живости, и поют – не без приятности – как обычно, на два голоса: сестрица Энн ведет, сестрица Нэнси подтягивает, успевая попутно лабать на гитаре и мандолине; четверо музыкантов-мужчин дополняют ансамбль. Мелодичный глэм-хард-рок с привкусом кантри, чистые голоса, блюзовые интонации, "незамыленные" инструменты, местами жесткие гитарные риффы... пару раз лирическая составляющая превалирует, отчего вокальный дуэт сестер Уилсон начинает изрядно напоминать известный в свое время дуэт сестер Мэйвуд... Но в целом диск должен оправдать ожидание поклонников – хотя бы потому, что очередное студийное счастье на них свалилось, молчавши ранее почти десять лет.
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1, 3),"Universal Music Russia" (2), "CD-Maximum" (6), и концерном "Группа Союз" (4,5).

Выбор читателей