Бывшие заложники окружили здание "Норд-Оста"

Прошло два года с захвата "Норд-Оста". Следствие топчется на месте, обвиняя в финансировании терроризма банкиров, заложников лишили всех компенсаций, а большинство россиян уверены, что им никогда не узнать правды о теракте




Прошло два года с тех пор, как чеченские боевики захватили в заложники более 900 зрителей и артистов мюзикла "Норд-Ост". В результате варварской акции погибли 130 человек, пострадали – более 700. Сегодня Yтром к памятнику погибшим, установленному в прошлом году пред зданием театрального центра, пришли несколько десятков человек. "Уже прошло два года. Страшно и жутко вспоминать эти события", - сказал отец одной из бывших заложниц Виктор Кучерявенко. Его дочь во время теракта сообщила по сотовому телефону матери о том, что они находятся в заложниках, а террористы требуют вывода войск из Чечни. Бывшая заложница, которая сейчас учится в педагогическом колледже, тоже придет сегодня возложить цветы к памятнику.

А между тем следствие по уголовному делу о захвате театрального центра все еще продолжается. Вчера его в очередной раз продлили – до 19 декабря. Пресс-служба Моспрокуратуры отчиталась о последних результатах расследования, не сообщив никаких новых фактов. Единственной новостью стало заявление о том, что "следствие проверяет информацию о причастности к финансированию и оказании пособничества террористам КБ "Прима-банк", сообщает "КоммерсантЪ". Однако сообщить какие-либо подробности экономической подоплеки уголовного дела о терроризме в пресс-службе категорически отказались.

Этот небольшой коммерческий банк, организованный в Москве выходцами из Чечни, просуществовав всего несколько лет, со скандалом разорился в прошлом году, а его бывшие руководители до сих пор не вылезают из судов. По данным следствия, член совета директоров "Прима-банка" Муса Гатиев вместе с главным кассиром Ольгой Донских похитили около $1 млн, принадлежащих вкладчикам (их дело сейчас слушается в Гагаринском суде Москвы). Также отмечается, что глава правления Пулат Усманов преднамеренно обанкротил свой банк, а председатель совета директоров Мухарбек Баркинхоев избил назначенного Центробанком конкурсного управляющего банка. По делам о банкротстве и нанесении вреда здоровью следствие еще не закончено.

Таким образом, в истории "Прима-банка" действительно было немало подозрительных моментов, однако формально все его руководители чисты перед законом, отмечает издание. Во всяком случае, ни одного судебного решения пока не вынесено, и все они находятся на свободе. Между тем бывшие коллеги упомянутых банкиров убеждены, что если они в чем-то и виновны, то лишь в мошенничестве, но никак не в финансировании терроризма.

"Бред какой-то,– заявила газете бывший член совета директоров "Прима-банка" Айна Джафарова, узнав, что руководство банка подозревается в связях с террористами. – Может, на нас еще и трагедию в Беслане повесят? Да, банк действительно обокрали несколько его нечистых на руку сотрудников, но все деньги, полученные этими людьми, как установило следствие, тратились на покупку дач, квартир, машин и прочего. Финансировать захват "Норд-Оста" им просто не пришло бы в голову, да и вообще, как говорится у русских, "кишка у них для этого была тонка".

Ее слова косвенно подтвердили и в отделе по борьбе с экономическими преступлениями УВД Юго-Западного округа Москвы, сотрудники которого в прошлом году разбирались с деятельностью "Прима-банка": "В ходе оперативной разработки и последующего следствия никаких связей руководителей банка с чеченскими боевиками выявить не удалось". Вчерашнее заявление пресс-службы Моспрокуратуры, похоже, стало новостью даже для следственно-оперативной группы, расследующей захват заложников на мюзикле "Норд-Ост". "Какой еще Прима-банк? – удивился один из следователей, услышав название. Впервые слышат название "Прима-банка" и адвокаты чеченцев, осужденных за теракт возле ресторана "Макдональдс" на юго-западе Москвы, предшествовавший захвату мюзикла.

На самом же деле на взрыв ресторана, да и на захват заложников были затрачены относительно небольшие суммы – во всяком случае заказчик этих преступлений Шамиль Басаев вполне мог рассчитаться с исполнителями, не обращаясь в столичные кредитные учреждения, полагает газета. По данным самого "террориста номер один", опубликованным недавно в Интернете, на всю операцию по захвату "Норд-Оста" он израсходовал всего $50 тыс., поскольку потратиться пришлось только на проезд исполнителей до Москвы и покупку ими автомобилей, а оружие и взрывчатка были захвачены у федеральных сил.

А между тем почти 90% россиян не уверены, что им сказали всю правду о захвате заложников в "Норд-Осте". Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром Юрия Левады*, лишь 6% наших соотечественников уверены, что власти сообщили им всю правду об этом теракте. 57% убеждены, что им рассказали только часть того, что произошло на самом деле, а 27% граждан убеждены, что истинное положение дел от них скрывают. При этом 7% опрошенных отметили, что власти "лгут и изворачиваются", говоря о "Норд-Осте".

Надо сказать, что и бывшим заложникам, пережившим страшные часы в зрительном зале, рядом с бомбами и под дулами пистолетов, власти, мягко говоря, не идут навстречу. В начале этого месяца стало известно, что Верховный суд России решил: правительство Москвы не должно возмещать моральный вред жертвам "Норд-Оста". Это означает, что жертв всех терактов фактически лишают права на получение моральной компенсации со стороны государства или муниципальных властей, заявил адвокат Игорь Трунов.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей