Дворцовые тайны Григория Распутина

Заговор на крови несчастного наследника Алексея, страстный роман с супругой Николая II, царицей Александрой, и прочие ужасы и скандалы, окружающие фигуру "старца", продолжают жить




Интерес к загадочной персоне Григория Распутина, который за почти век с момента своей гибели приобрел скандально-эротический ореол, не утихает до сих пор. Кем только не пытались представить сибирского крестьянина по фамилии Новых, который в начале ХХ в. зарабатывал себе на жизнь при помощи, как теперь модно говорить, "экстрасенсорных способностей"! Однако неожиданная романтическая трактовка образа, созданная петербургским танцовщиком Фарухом Рузиматовым, поистине поражает воображение. Впервые "старец" Гришка затанцевал – в балете "Распутин" на музыку Владимира Качесова, поставленном на сцене Санкт-Петербургской консерватории.

Вообще Распутин – любимчик деятелей искусства, и у нас, и на Западе. За бугром роль "злого гения" сыграл сам мастер ужастиков Борис Карлофф, а в отечественном кино Распутиным был другой Борис – Чирков в экранизации "Хождения по мукам" и Алексей Петренко в знаменитой "Агонии", снятой по мотивам романа Валентина Пикуля "У последней черты". Совсем недавно Распутин стал анимационным персонажем в голливудской продукции "Анастасии". Говорить же о литературных воплощениях жизни и деяний "старца" и вовсе не приходится – их сотни. А кроме них еще была песня Boney M, водка (говорят, паленая), кабаре в Париже (с хозяйкой Еленой Мартини), куда любят наведываться восточные набобы и русские нувориши, и кабачок "У Распутина" в Юсуповском дворце Санкт-Петербурга - аккурат рядом с тем самым местом, где стараниями бывшего хозяина дома "старец" расстался с жизнью.

Не было лишь балета. Теперь есть и он. Причем тут петербуржец Рузиматов опередил известного московского танцовщика Таранду, который уже давно мечтал создать балетное действо на тему жизни русского экстрасенса.

Следует отметить, что г-н Рузиматов отдал немало сил и времени на то, чтобы полностью вжиться в образ сибиряка, который, впрочем, у него местами похож на татарского хана, местами на турецкого гей-поп-стар Таркана и лишь совсем редко на Ивана Грозного в молодости. Впрочем, создатели балета – балетмейстер Малого оперного театра Георгий Ковтун, а также артисты Национального русского балета "Возрождение" - за исторической правдой угнаться не стремились. А потому все, что уже в течение почти что 90 лет набивает оскомину, в балете присутствует: и никогда не существовавший роман Распутина и императрицы (есть даже их любовный дуэт в духе голливудских мелодрам), и цыгане, и молитвы, и колокола, и сама Смерть в виде черепа. Словом, все атрибуты "рашен клюквы", над которыми мы смеемся, когда смотрим "забугорную" продукцию про нас, как говорится, налицо.

Ну, а сам балет? Танец? Не без этого. В редкие минуты (особенно когда действует массовка) перед нами открываются прямо-таки "драмбалетные" сцены, исполненные едва ли не "григоровичского" пафоса. Лирические же фрагменты позволяют, напротив, разглядеть возможности все еще удивительно гибкого, пластичного (и Баланчину бы понравилось) тела Фаруха Рузиматова, балетный век которого между тем уже вступил в третий десяток. И не только тело, но и выразительная – настоящая редкость сегодня у балетного артиста – мимика мастера, особенно яркая в самых напряженных сценах двухчасового спектакля, когда Распутин заговаривает кровь несчастному наследнику, царевичу Алексею.

Разумеется - что тут греха таить - спектакль создан как гастрольный продукт. И уже в самое ближайшее время балет отправится на Украину, по просторам которой когда-то – еще паломником в Святую землю – странствовал Григорий Новых. Когда "Распутин" доберется до Москвы – пока неизвестно. Тем более что старец ее и не очень-то любил. Однако можно быть уверенными, что когда бы ни приехал, будет встречен с таким же энтузиазмом, как и в городе на Неве. Ибо нет более раскрученного имени, бренда, чем Распутин, ни у нас, ни на Западе.

Выбор читателей