Знаменитые сестры Лабек приезжают в Россию

Их называют французскими присяжными музыки. Они любят музыку всем своим существом - глазами, головой, ногами, руками… От "аутентичного" Баха до электронного Марича




Их называют французскими присяжными музыки. Они любят музыку всем своим существом - глазами, головой, ногами, руками… От "аутентичного" Баха до электронного Марича.

Рожденные в маленьком французском Андае, который не так просто отыскать даже на карте страны (но который, тем не менее, славен своими курортами бульвара де ла Мер), они стали всемирными звездами и перед их искусством замирают, как молодой слуга джазовой импровизации, так и почтенная дама, внимающая Брамсу в безнадежной ностальгии по лучшим временам своей молодости.

На берегах взрастившей их Атлантики (у самой границы с Испанией) сестры впитали, как культуру басков, так и родной Франции, прежде чем оказались в Парижской консерватории, оконченной впоследствии с отличием. Впрочем, не умолчим и о генах - они всегда столь многому основой (мать - пианистка-итальянка была первым педагогом, когда Кате было 3, а Мариэль - 5 лет).

Элегантные и изящные, они - быть может - появились на свет чуть позже "своего" времени (того, когда в роскошных салонах складывалась слава музыкантов). И - быть может - потому они и вступили в музыкальную эпоху не только с репертуаром "прекрасного прошлого", но и с тем репертуаром, который принято обыкновенно называть "современным". И их слава начиналась не в салонах, а на сценах концертных залов и в студиях грамзаписи.

Первый же диск дуэта с "Голубой рапсодией" Гершвина, выпущенный Filipps, стал "золотым", а первые концерты принесли многочисленные приглашения на престижные фестивали в Берлине, Лондоне, Эдинбурге, Люцерне, а также на специальные фортепианные праздники в Руре, Рейнгау, Шлезвиг-Гольштейне. Вскоре слава дуэта, обладающего феноменальной пальцевой техникой и изысканностью стилевого исполнения, перешагнула границы Европы: Катю и Мариэль услышали в далеких азиатских Гонконге, Куала-Лумпуре и Макао, где, может быть, привыкли к другим мотивам, но перед фортепианными напевами французских сестер устоять не смогли.

Напевы были не только классическими (Моцарт, Брамс, Чайковский) и джазовыми (Гершвин, Бардак). Постепенно дуэтом овладела подлинная страсть к старинной музыке, следствием чего стала серия концертов из произведений композиторов 18-го столетия. Особенное место в творчестве сестер Лабек заняли произведения И.- С. Баха, записанные и на видео-диск "Итальянский Бах в Вене".

Музыкальная энергичность дуэта проявилась и в области камерной музыки. Не так давно сестры Лабек основали ансамбль камерной музыки, в который вошли молодые музыканты М.Постиньель, П.Морагес, Г.Майр и другие. Ансамбль уже гастролировал в Испании, Бельгии и Франции. При этом младшая Мариэль могла бы позавидовать старшей Кате, основавшей еще и собственный ансамбль (совместно с композитором Дейвом Мариком и барабанщиком Марком Джилмором). Катя Лабек уже записала альбом на лейбле "Дрейфус" с Херби Хэнкоком, Чиком Кориа, Гонцало Рубалькаба и Мишелем Камило, а также три альбома с Джоном Маклафлином для Warner Brothers и Sony. Но зато Мариэль стала женой выдающегося русского музыканта, дирижера Семена Бычкова, с которым сестры выступали в Москве. Впрочем, играть с дуэтом - это априори иметь успех, а потому среди партнеров пианисток - сэр Симон Раттл, Клуадио Аббадо, Зубин Мета и другие. Вместе с ведущими оркестрами мира - Берлинским, Кливлендским, Лондонским, Чикагским - сестры Лабек играют перед камерами NDR, WDR и ZDF (Германия), AVRO (Нидерланды), CBS (США). И если нужно выступить в "прямом" телевизионном гала-концерте "Piano Grand!" в Вашингтоне - по случаю 300-летнего юбилея фортепиано - то без французского дуэта никак не обойтись. Их смотрит и слушает весь мир.

В декабрьскую Россию они приедут из теплых краев Хорватии (2 декабря состоится концерт в Загребе) по приглашению Фонда "Музыкальный Олимп" и в рамках программы "Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва". 5 декабря дуэт сыграет в московском Концертном зале им. Чайковского, а 6-го - в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Пианистки не были у нас четыре года (в 2000 г. играли Пуленка вместе с оркестром WDR из Кельна под руководством Семена Бычкова). Новая программа должна удовлетворить любой вкус - пусть даже и самый взыскательный. Сестры исполнят Сонату для двух фортепиано Моцарта, "Мамашу гусыню" Равеля, "Венгерские танцы" Брамса и "Голубую рапсодию" Гершвина. А сколько всего будет на "бис"...

Выбор читателей