Против всех теперь можно голосовать ногами

Конституционный суд, в свое время признавший за кандидатом "против всех" безусловное право на существование, решил, что этого кандидата можно не принимать в расчет, если он не сорвал выборы




Конституционный суд вчера разрешил регионам самостоятельно решать, как следует учитывать голосование избирателей против всех кандидатов на муниципальных выборах. Поданные "против всех" голоса должны учитываться лишь в том случае, если число таких голосов превышает количество голосов, отданных за лидирующего кандидата, отмечается в решении суда; в этом случае выборы должны быть признаны несостоявшимися. Во всех прочих случаях голоса избирателей, поданные "против всех", могут не влиять на подсчет голосов при определении победителя выборов. Это значит, идти на выборы только для того, чтобы выразить свое персональное "фи" всем выдвинувшим свои кандидатуры, особого смысла нет – с тем же успехом можно "голосовать" дома, лежа на диване.

Поводом к разбирательству стала жалоба жителей Кингисеппа Сергея Пашигорова и Валентина Гнездилова, которые оспорили порядок подсчета голосов, установленный законом "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области". Бывший кандидат в главы Кингисеппского района Пашигоров и избиратель Гнездилов были категорически не согласны с тем, что при определении победителя суммируются голоса тех, кто проголосовал "за", и не учитываются голоса тех, кто проголосовал "против всех". На местных выборах в феврале 2003 г. Пашигоров отстал от своего соперника всего несколько процентов. Однако тот смог набрать более половины от общей суммы голосов избирателей, высказавшихся в пользу того или иного кандидата, и тем самым обеспечил себе победу в первом туре. Если бы процент считали от общего количества голосовавших (как никак, "против всех"оказалось около 6%), то у Пашигорова была бы возможность побороться во втором туре. А гражданин Гнездилов просто обиделся на то, что его мнение – все-таки человек не поленился прийти на участок и выразить недоверие всем кандидатам – просто проигнорировали. Если бы его голос и голоса единомышленников засчитали, то получилось бы, что победившему кандидату отказали в доверии более половины избирателей. Игнорировать таким образом мнение избирателей, проголосовавших против всех, недопустимо, доказывали заявители.

Однако Конституционный суд, в свое время признавший за кандидатом "против всех" безусловное право на существование, пришел к прямо противоположному выводу. В конце концов, интересы отдельных избирателей – в том числе и таких, которые против всех – не всегда совпадают с публичным интересом формирования выборных органов власти. Конституционные гарантии свободных выборов начинают работать тогда, когда против всех кандидатов голосует больше народа, чем за кого бы то ни было. Тут закон суров: выборы следует считать несостоявшимися и поискать других кандидатов. Но вот устанавливать правила признания кандидата избранным на муниципальную должность – это прерогатива регионального законодателя. Могут считать голоса против всех, могут не считать. Как захочется.

Глава ЦИК Александр Вешняков вчера выразил удовлетворение подобным решением, отметив, что оно совпадает с позицией Центризбиркома. "Мнение избирателей, проголосовавших против всех, в Ленинградской области не игнорируется, поскольку эти голоса (разумеется, в соответствующем количестве – "Y") могут привести к признанию выборов несостоявшимися", – отметил Вешняков.

К тому же, напоминает КС, "депутаты являются представителями народа, а потому граждане, не голосовавшие вообще или голосовавшие, но не за тех кандидатов, которые были избраны, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в соответствующем выборном органе". То есть какого-никакого, но депутата избиратели получат.

Выбор читателей