Настоящий джаз от Ури Кейна

Под таким названием прошел в Москве концерт джазового пианиста Ури Кейна. Ему одинаково легко удаются и классические пассажи, и джазовые ритмы, и самые неожиданные сочетания "немузыкальных" звуков


Фото Сергея Грузинцева



"Да, это настоящий джаз", – сказала в антракте женщина средних лет своему спутнику. И с ней, пожалуй, трудно не согласиться – ведь речь шла о выступлении известного во всем мире джазового пианиста-импровизатора Ури Кейна, который на минувшей неделе дал единственный концерт в концертном зале им. Чайковского.

Кейну одинаково легко удаются и классические пассажи, и зажигательные джазовые ритмы, и самые неожиданные сочетания звуков, извлекаемых, заметим, не только при помощи стандартного набор клавиш. В любой из этих ипостасей он выглядит настолько органично, что временами весьма демократично одетому исполнителю как-то недоставало привычных бабочки и фрака, а иной раз – автору этих строк не хватало прокуренной атмосферы богемного клуба и бокала вина в руке. Все-таки под сводами зала, предназначенного, в первую очередь, для концертов классической музыки, чистый джаз звучит немного странно. Впрочем, такие ощущения возникали все же достаточно редко, поскольку Кейн умудряется на редкость гармонично соединять в своих импровизациях классику и современность и заставляя по-новому звучать даже хорошо знакомые классические произведения.


Фото Сергея Грузинцева

Особенно ярко это проявилось в "Диабелли-вариациях" на бетховенские темы, представленных в первом отделении в сопровождении Государственного академического камерного оркестра России под управлением Константина Орбеляна. "Попробуйте представить себе Стравинского, Листа, Айвза, Фрэнка Зиппа и Хэрби Хэнкока, которые вместе собираются почтить память Бетховена, – предлагает аннотация в программке концерта. – Представьте себе, как вечеринка, начавшаяся вполне гармонично, становится все более и более дикой: с яростными спорами и захватывающими дух соглашениями. Если вы сможете себе представить нечто подобное, то у вас получится что-то, отдаленно напоминающее "Вариации Диабелли" Ури Кейна". Сочинение это изобилует неожиданными находками и поворотами "сюжета" до такой степени, что порой кажется: пианист вот-вот оставит клавиши и выкинет что-то вовсе из ряда вон, например пройдется по сцене колесом или отобьет чечетку на рояле. И хотя он так и не покидает своего места за инструментом, фантазия и мастерство исполнителя поражают воображение. При этом оркестр, невозмутимо следующий своей "традиционной" линии, отнюдь не сдерживает этих внезапных "безумных" порывов, но достойно отвечает им, порождая ту самую иллюзию споров и соглашений.


Фото Сергея Грузинцева

Недаром Ури Кейн один из немногих джазовых музыкантов, кого рады видеть на самых знаменитых фестивалях классической музыки и кого первым из джазовых музыкантов пригласили играть в Венской Фольксопер. Впрочем, помимо экспериментов с интерпретацией классики Кейн продолжает деятельность и собственно джазового пианиста, выступая со многими признанными звездами этого жанра и являясь желанным гостем на престижных фестивалях джазовой музыки – в Монреале и Монтрё, Сан-Себастьяне и Ньюпорте. Остается надеяться, что и Москва еще не раз увидит этого замечательного музыканта и сможет сполна насладится всем многообразием его талантов.

Выбор читателей