Английская прима с русской душой

Русской она вовсе не была. Урожденная Алисия Лилиан Маркс лишь по приказу Дягилева стала Марковой. Под этим именем она и вошла в историю мирового балета




Она была самой последней из тех, кто выступал в дягилевской труппе. Казалось, еще совсем недавно, всего несколько лет назад были живы и Бронислава Кошуба, прожившая до 98, и Анатолий Вильтзак, ушедший из жизни в 103 года - блистательные дягилевские звезды. Алисия Маркова, правда, успела танцевать у Дягилева лишь в ранге так называемой "бэби-балерины", но все же именно в его труппе.

Русской она вовсе не была. Урожденная Алисия Лилиан Маркс лишь по приказу Дягилева стала Марковой. В те годы это было почти нормой: иностранные танцовщицы брали русские фамилии, поскольку именно русский балет диктовал моду. Уже спустя два года стало ясно, что юная англичанка удивительно способная ученица, которой можно было доверить ведущие партии репертуара. Алисии не было и 17 лет, а она уже танцевала Одетту–Одиллию в "Лебедином озере", блистала в "Щелкунчике" и "Спящей красавице", а также в зарубежных балетах. Однако коронной партией балерины стала Жизель. Редкой красоты внешность и удивительная грациозность позволили Марковой соперничать с самой Ольгой Спесивцевой, которую иные и по сей день считают идеальной исполнительницей роли главной героини балета А.Адана. Однако если Спесивцева сосредоточивалась на безумии девушки (тут сказывалось и собственное душевное заболевание балерины), то Маркова - на женской сущности Жизели. При этом ей удавалось превратить полусказочный образ в довольно реалистический и понятный современникам.

Талант и железная воля, которые помогли Алисии с триумфом выступить в дягилевском балете, впоследствии оказали этой хрупкой леди еще одну неоценимую услугу. Когда после смерти гениального русского импресарио его трупа распалась, судьба привела Маркову в Русский балет Монте-Карло, которым руководил Леонид Мясин. Затем она выступала в составе иных трупп, никогда не имея недостатка в приглашениях, пока судьба не привела ее в Новый Свет, в АБТ - прославленную труппу, в которой впоследствии сияли Михаил Барышников и Александр Годунов.

В Америке Маркова провела почти 30 лет, пока зов крови истинной англичанки же не побудили ее вернуться в туманный Альбион. На родине Маркова стала создательницей Английского национального балета. Детище имело успех: Алисии нельзя было отказать ни в исключительном таланте балерины, ни в блестящих организаторских способностях. Новая труппа выступала по всему миру, и за особые заслуги перед Отечеством Марковой был пожалован титул Дамы, коего из балетных персон в Англии удостаивалась лишь Нинетт ди Валуа, "мама" Английского королевского балета, и Суламифь Мессерер.

Алисия Марков выходила на сцену почти до 60, но даже прекратив выступать, продолжала интересоваться балетом до последних дней, коих Господь отвел ей 94 года. И лишь ухудшившееся в последнее время самочувствие заставило Маркову уйти в дом престарелых, где она и скончалась, заставив нас оплакивать еще одну потерю, еще одну легенду былых времен.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей