Реформирование спорта, взгляд "снизу"

Необходимость реформы спорта назрела – это очевидно, но предложить конкретные пути способны не многие. "Yтро" представляет план построения вертикали спортивной власти от тех, кто реально знаком с проблемами спорта




Необходимость реформирования в российском спорте назрела – это очевидно. Но спортивное сообщество в большинстве своем не только не готово к изменениям, но и не знает, что именно требует операционного вмешательства. Те же, кто имеет мнение на сей счет, как это часто бывает в наше стране, не может достучаться до нужных людей. "Yтро" публикует обращение многократной чемпионки и рекордсменки СССР и Европы в комплексном плавании Нины Петровой и детского тренера Владимира Баранова к Вячеславу Фетисову. Известные специалисты высказывают свое видение необходимых шагов по устройству работоспособной вертикали спортивной власти.

"Мы долго ждали появления развернутого отчета Олимпийского комитета России в спортивной прессе. В результате весь отчет ОКР уместился всего лишь в нескольких сухих строчках на страницах двух основных спортивных изданий. Из того, что там было написано, невозможно понять и оценить выступление нашей сборной команды. Возникает вопрос: "Почему крупнейшие в России спортивные издания не озвучили все выступления чиновников и тренеров?" Хотя бы в кратком изложении. Наши масс-медиа тоже входят в ЗАО ОКР?

Владимир Путин на встрече с олимпийцами положительно оценил выступление сборной. А что еще мог сказать президент олимпийским чемпионам? Они же выиграли свои олимпийские медали. Поразило поведение вездесущего Леонида Тягачева, все время мелькавшего возле Путина. Складывалось впечатление, что председатель ОКР является "теневым" министром спорта. "Общественник" главнее государственного чиновника (Фетисова)? А может быть и так. Ведь наша общественная организация ОКР, оказывается, сказочно богата, если может арендовать на время олимпиады роскошный лайнер "Westerdam" для своих почетных гостей. Стоимость проживания в нем в период Олимпийских игр колебалась от 10 до 26 тыс. евро. Откуда деньги? Даже американцы себе такого не позволяют, хотя они в спорте лучше во всех отношениях и побогаче нас. А мы все о вкладывании денег в детский спорт, в развитие России... Не надо быть Счетной палатой, чтобы сопоставить суммы заработанных нашими чемпионами и оплатой содержания в Афинах чиновников и VIP-гостей ОКР. Сколько же спортзалов и бассейнов можно было построить к будущей Олимпиаде 2012 года! Даже если она будет проходить не у нас. Как же права Ирина Роднина, когда назвала наших зажравшихся председателей федераций "Олимпийским Куршавелем".

Никогда раньше, работая в детском спорте, мы бы не узнали всего этого, пока не столкнулись с чиновничьим беспределом, пытаясь вывести своих учеников на более профессиональный уровень, где нужна государственная поддержка. Мы поняли, что в Российском спорте никто ни за что не несет никакой ответственности.

Думаем, что на вопрос "Кто виноват?" отвечать не надо. На вопрос "Что делать?" люди, имеющие отношение к физкультуре и спорту, четко отвечают: поднимать детский спорт! А вот на вопрос "Как?" ответа почти не слышно. То, что спортивная административная структура делает вид, что работает, зарастая бумагами и отчетами, стало ясно председателю Федерального агентства по спорту. Уже хорошо. А то ведь, по его словам, финансирование спорта за два года увеличилось в 4 раза... Но спросить не с кого и приказать нельзя... Пора строить пирамиду, Вячеслав Александрович, только не воздушную, а административную. Хозяин в спорте должен быть один. Можем подсказать, с чего начать. Попробуйте нарисовать схемку управления российским спортом. Может даже она у Вас есть.

1. Наверху министр – только один! ОКР – ниже, иначе ничего не выйдет.

2. Подсчитав все виды спорта, объедините их в управления и отделы с четкой ответственностью за работу.

3. Необходима ревизия всех спортивных баз, дворцов спорта, бассейнов, спортшкол муниципального и федерального подчинения. Деньги должны быть адекватны занятым местам на соревнованиях! А то отдельные ДЮСШ годами не готовят спортсменов высокого класса. И с них никто не требует!
Мы уверены, что, проанализировав всю структуру, занимающуюся управлением спортом, обнаружится, что одной и той же работой (в основном на бумаге) занимается много различного рода подразделений, которые включают в свои отчеты проведение соревнований, якобы под их эгидой. Наверняка в одни и те же отчеты включают результаты проведения соревнований подразделения Федерального агентства по спорту и ОКР.

4. Во всем мире деятельность Олимпийского комитета ограничивается 5-6 месяцами перед началом Олимпиады, т.е. раз в 4 года. Ведь его функцией является отбор лучших спортсменов в сборную страны, организация ее вступления на Олимпийских играх. Поэтому нецелесообразно содержать огромный штат чиновников на постоянной основе. А на несколько месяцев перед Олимпиадой и при ее проведении может быть организован штаб с оплатой деятельности его сотрудников на договорной основе.
Отбор спортсменов в сборную команду России должен осуществляться строго по спортивному принципу – только по итогам соревнований, о которых заранее известно всем претендентам на место в составе.

5. Таким образом, реорганизовав и избавившись от лишних ветвей управления и подчинив ОКР вместе с федерациями видов спорта вновь образованному Министерству спорта России, необходимо оформить юридический статус этих организаций. Они должны остаться общественными. Избрание председателей федераций должно стать прерогативой не чиновников от областей и регионов, а тренеров-практиков, подготовивших спортсменов высокого класса в данном виде спорта, хорошо знающих его специфику. Отбор и делегирование полномочий этим специалистам должны исходить от Министерства спорта.
Председатель федерации, выбранный обязательно на альтернативной основе, должен заключить 4-х летний договор, в котором обязан указать планируемые места и медали на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх за данный цикл. При невыполнении минимальной планки результатов председатель и его заместители обязаны подать в отставку, ведущую к смене руководства. Отставка принимается министром спорта, и назначаются последующие выборы. Не должно быть совмещения руководящей работы в федерации и спорткомитетах, как это происходит сейчас.

6. Финансирование федерации спорта должно осуществляться через Министерство спорта дифференцировано, в зависимости от количества подведомственных им спортшкол и медалеемкости вида спорта на Олимпийских играх.

7. Все действующие спортшколы (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и др.) автоматически перейдут на баланс Министерства спорта, откуда будет осуществляться их прямое финансирование. Контроль за результатами их работы станет более упрощенным за счет прозрачности траты денег на учебно-тренировочный процесс и проведение соревнований. Спортшколы и клубы Министерства образования также не должны выпадать из поля зрения спортивного министерства. Учитывая опыт США, необходимо согласовать и включить в календарь проведение совместных соревнований по различным видам спорта этих министерств. Это позволит расширить поле деятельности, увеличит массовость и приток талантливых, перспективных детей в большой спорт.

8. За ненадобностью надо ликвидировать все региональные, областные и городские федерации спорта, финансируемые государством. Ответственность за развитие спорта и проведение региональных соревнований оставить за местными спорткомитетами, подотчетными Министерству спорта. Председателей спорткомитетов должен приказом назначать министр спорта на 4-летний срок с последующей пролонгацией при выполнении условий заключенных с ними договоров.

9. Для ликвидации дефицита квалифицированных тренерских кадров необходимо обеспечить финансирование на открытие курсов повышения квалификации при академиях спорта с привлечением лучших тренеров-практиков, работающих по разработанным ими оригинальным методикам. База данных о результатах и методах работы всех тренеров должна находиться в компьютерном центре Министерства спорта.
Целесообразно ввести договорную дифференцированную систему приема на работу тренеров, предусматривающую ответственность за конечный результат.

В самых общих чертах нарисованная нами обобщенная схема управления должна помочь специалистам в реализации возможностей и росте результатов детских спортшкол и спортсменов высокого класса. Во всяком случае, российский спорт будет управляем и под контролем.

P.S. Недавно Леонид Тягачев озвучил свой прогноз относительно выступления российских спортсменов на зимней Олимпиаде-2006 в Турине. По его наметкам, они завоюют всего 2-3 золотых медали. Даже при провальной Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити у нас их было 6 и четвертое место. Где же мы будем с парой золотых? Это притом, что оставшиеся от афинских Игр $6 млн должны пойти дополнительно на Турин! А стоит ли эти деньги вбухивать в заведомо проигрышное мероприятие? Может тогда лучше построить 2-3 бассейна для развития плавания? Вот будет радость для детишек!"

Выбор читателей