Ее боготворили Бенни Хилл, "Битлз" и сама королева

Патрисия Хейс прославилась в весьма преклонном возрасте, сыграв главную роль в фильме "Алкоголичка". Прямо скажем, образ малоприятный. Тем не менее, эта героиня умудрилась вызвать симпатии




Сегодня британские зрители вспоминают одну из любимейших актрис туманного Альбиона, гордость нации. До глубокой старости она играла самые смешные, острохарактерные роли на сцене и в кино, а если окуналась в трагедию, то заставляла рыдать самых черствых. Наверное, поэтому ей особенно успешно удавалась русская классика.

22 декабря Патрисии Хейс исполнилось бы 95.

Звезда кинематографа, театра, радио и телевидения, кавалер Ордена Британской империи, основательница The Players' Theatre Патрисия Хейс всемирную известность обрела в возрасте 76 лет. Ее судьба чем-то напоминает творческий путь нашей соотечественницы Татьяны Пельтцер, которая тоже вначале десятилетиями играла эпизоды или была "на подхвате" у более прославленных коллег. Перед тем, как мы увидели и полюбили знаменитую британскую "комичку" по фильмам "Бесконечная история" (1984), "Дом Бернарды Альбы" (1986), "Реквием войны" (1988), "Виллоу" (1988), "Рыбка по имени Ванда" (1988), "Последний остров" (1990) и шоу Бенни Хилла, ей пришлось пройти через много испытаний и невзгод.

Она прославилась в 1971 г., сыграв главную роль Эдны в телефильме "Алкоголичка". Прямо скажем, образ малоприятный. Тем не менее, эта героиня умудрилась вызвать симпатии не только зрителей, но даже искушенных телеакадемиков, которые вручили ей свой главный приз BAFTA как лучшей актрисе года. Патрисию Хейс стали приглашать всюду. Она и не надеялась, что фортуна когда-нибудь улыбнется ей, – играла всевозможных уборщиц, взбалмошных соседок, злоязычных теток и настолько закрепилась в этих ролях, что продюсеры редко задумывались о том, как расширить эти рамки. Алкоголичка Эдна сделала ее знаменитой. Уже следующее появление Патрисии Хейс на экране в популярнейшем телешоу "Это – ваша жизнь" подняло передачу на первое место в рейтинге лучших программ недели. А в следующем году актриса срывает аплодисменты в роли Марии в "Двенадцатой ночи".

В одном из интервью Патрисия Хейс заявила, что стала счастливой в старости. Ее лучшее творение приходится на конец 80-х, когда она выступила в роли сумасшедшей старухи Марии-Жозефы в картине "Дом Бернарды Альбы" по Федерико Гарсия Лорке. Была ли она одета в ночную рубашку с рюшками или воздушное платье невесты, она стремительно передвигалась по сцене, являя собой одинокий и грустный символ сексуального протеста. Ее игра была на грани абсурда, но Патрисии всегда удавалось затронуть фантазии женщин и изобразить их правдоподобно и эмоционально. Актриса стала известной во всем мире. В возрасте 76 лет она, наконец, нашла свое достойное место.

Патрисия Лолер Хейс родилась 22 декабря 1909 года. Ее отец был ирландцем, томившимся на госслужбе в Лондоне. Не зная, где и как приложить свои способности, он решил "вывести в люди" хотя бы дочь и стал прикладывать все усилия, чтобы она увлеклась актерской профессией. Его жена, наоборот, была дамой консервативной. Она редко разрешала Патрисии выходить из дома и осуждала ее друзей, считая их заурядными и никчемными. Жила семья скудно, еле сводя концы с концами. Отсюда Патрисия Хейс через всю жизнь пронесла бережливость и почтение к деньгам: она испытывала ужас при одной мысли о том, чтобы купить газету или почтовую марку, и никогда не ела в ресторанах.

Зарабатывать она начала с шестилетнего возраста – выступала в различных шоу юных талантов. В 18 лет получила свою первую золотую медаль, закончив Королевскую Академию драматических искусств. Но даже тогда не смогла избавиться от своей излишней стеснительности и часто отказывалась от интервью.

И все же в один прекрасный день Патрисия оказалась безработной. Верующая католичка, она пришла в клуб, основанный католической гильдией работников сцены, где провела немало времени, набираясь опыта и мастерства. Это ей помогло в становлении как драматической актрисы, и она стала основателем знаменитого впоследствии The Players' Theatre. А в конце 30-х гг. получила приглашение в фильм "Когда мы были женаты". Эта работа позволила Хейс вкусить славу, но не сделала ее богатой, так как актриса получала всего 6 фунтов в неделю.

С началом войны театры ставили все меньше пьес, и Патрисия Хейс нашла пристанище на радио. Большой популярностью пользовалась ее роль юного детектива Генри в детском радиосериале "Норман и Генри Бонс".

Война помешала этой карьере, и актриса пришла на телевидение, которое только-только облюбовали комики. Патрисия Хейс подыгрывала им, служила фоном, на котором зарабатывали себе популярность Артур Аски, Сид Джеймс, Спайк Миллиган, Терри Скотт и другие звезды миниатюр и реприз. Ее любимцем стал Бенни Хилл, с которым она сотрудничала вплоть до 70-х годов. Великий комик боготворил любимую актрису и уговаривал ее появляться с ним в кадре при любой возможности.

В 1939 г. Патрисия Хейс вышла замуж за некоего Валентина Рукка, дельца в шоу-бизнесе. Он только что пережил бурный роман с немецкой девушкой, которой был жестоко обманут и брошен. У супругов родилось двое детей, но мистер Рук не уделял им должного внимания. Спустя некоторое время немецкая фройляйн напомнила о себе, и их чувства вспыхнули вновь. Правда, пламя на этот раз удалось погасить. Патрисия забеременела в третий раз. И в самый тяжелый для женщины период Рук вновь отказался от нее: "Я не могу оставить любимую умирать в Германии от голода". Патрисия Хейс сама вырастила детей – двух дочерей и сына – Ричарда О'Каллагана, который прославился в 1981 г., сыграв Моцарта в картине Петера Шаффера "Амадей".

50-70е годы актриса целиком посвятила британскому телевидению. Она дважды становилась лауреатом премии BAFTA. Ну а что же кино? В 1944 г. Патрисия Хейс появилась в триллере "Комната в отеле" вместе с Джеймсом Мейсоном, а затем – в фильме "Борьба между слабым и сильным полом" с Питером Селлерсом. В 1964 г. у нее была небольшая роль в дебютном фильме The Beatles – "A Hard Day's Night". На исходе 60-х внимание публики привлекли сразу три второстепенные роли Хейс: мисс Ханибан в музыкальной ленте "Прощайте, мистер Чипс", миссис Бисли в комедии "Так держать, доктор!" и Бабушка в водевиле "Может ли Меркин найти счастье?". Позже "миниатюрная актриса" играла причудливых пожилых женщин, и благодаря ее скромному участию нередко выигрывали самые идиотские комедии.

В 80-е годы она снимается в ставших популярными фильмах "Зеленая кукуруза" и "Маленькая Доррит". В России пользуются безумным успехом детская сказка "Бесконечная история", где Патрисия Хейс сыграла жену старого гнома Аргл, и приключенческо-фантастическая эпопея "Виллоу", где она в роли доброй волшебницы Ризель смело сражается с темными силами.

Надо отметить, что Патрисия Хейс никогда не боялась экстремальных условий. На съемках фильма-катастрофы "Последний остров" ее героиня плыла на плоту в шторм. Актрисе тогда уже было за восемьдесят.

В 1988 г. известный комик Джон Клиз пишет сценарий авантюрной комедии "Рыбка по имени Ванда" и снимается в главной роли. Фильм имеет огромный коммерческий успех и даже получает в одной из номинаций "Оскара", что у британцев случается нечасто. Патрисия Хейс сыграла в этой комедии миссис Куди, на которую начал охоту непутевый жулик, но его жертвами становились лишь собаки старой леди. "Рыбка по имени Ванда" до сих пор пользуется любовью зрителей всех стран. После ее премьеры 80-летняя актриса попала в разряд наиболее снимаемых кинозвезд.

В конце 80-х Патрисия Хейс получает из рук Елизаветы II высшую государственную награду – Орден Британской империи. Следует заметить, что актеров, имеющих эту награду, можно пересчитать по пальцам.

В начале 90-х миссис Хейс отправляется в далекую Москву играть роль процентщицы Алены Ивановны в экранизации "Преступления и наказания" Достоевского. Режиссер Менахем Голанд собрал поистине цветник британского кино: Ванесса Редгрейв (мать Раскольникова), Криспин Гловер (Раскольников), Джон Невилл (Мармеладов), Софи Вонд (Дуня). Только снимал он не дословный пересказ известного романа, а его самобытную современную трактовку, где Родион – нищий студент МГУ с массой достоинств, но без денег, Соня – обычная московская путана, а Алена Ивановна – скупщица краденого, причем не только часов, но и видеомагнитофонов.

С русской классикой Патрисия Хейс работала и ранее – она играла няньку Анфису из чеховских "Трех сестер" в версии Дублинского театра. Последней заметной сценической ролью актрисы стала Ведьма в пьесе Теннени Уильямса "Татуированная роза". Хотя возраст давал о себе знать и длинные тексты она запоминала с большим трудом, Патрисия Хейс появлялась перед зрителями чуть ли не до последних дней.

Она скончалась в сентябре 1998 г. в возрасте 88 лет. В последние часы около старой актрисы находилась вся семья. Ее любили не только близкие и родные, но и вся Великобритания.

Выбор читателей