Секрет ее молодости

Одной из главных красавиц советского кино, блистательной Наталье Фатеевой - 70 лет. Главный секрет молодости актрисы - несмотря на все передряги жизни, всегда исповедовать философию оптимизма




Был такой фильм "Песни моря", сделанный совместно с Румынией и полный музыки, солнца. Самой солнечной в нем была Наталья Фатеева - одна из первых красавиц советского кино, яркая характерная актриса, путь которой в искусстве, впрочем, начался задолго до этой картины.

Выпускница-отличница Харьковского театрального института в кино попала еще в 1956 г., сыграв в фильме "Есть такой парень", а прославилась на всю страну, сыграв у Пырьева в "Нашем общем друге". Роль была не ахти, со всеми вытекающими из нее идеологическими нюансами, но красоту не скроешь, и Фатеева в одночасье стала всеобщей любимицей. Конечно, играть "выверенных" героинь не хотелось, но… требование времени. Впрочем, спасал театр, где Фатеева прославилась ролью мадам де Реналь в инсценировке "Красного и черного" Театра-студии киноактера. Немало ярких образов создала она и на сцене Театра им. Ермоловой.

Фатеева была не только законодательницей мод в области театрального вкуса столицы, но и в моде. Выезжая за рубеж с 1962 г., она замечала все приоритеты западного стиля и следовала ему. Так, как Фатеева, в стране не одевался никто или почти никто. Тут говорили, разумеется, и гены. Мама актрисы была директором ателье в ее родном Харькове. Образ Фатеевой казался сошедшим со страниц модных иностранных журналов, которые, увы, в ту пору у нас не видел почти никто. Она так никогда и не согласилась быть лицом советской действительности, как иные из ее коллег по профессии. Всегда элегантная, стильная - такой Фатеева запечатлена и на одном из фото 60-х, в ожерелье из египетских кораллов и бирюзы.

Исповедуя традиционную российскую школу актерской игры, Фатеева в то же время чутко замечала, как играют на Западе (она даже познакомилась с Элизабет Тейлор, будучи в Голливуде) и потому порой ее героини казались созданиями западной кинодивы – столь хороши они были. Прежде всего это образ из нашумевшей комедии "Три плюс два", где она снялась вместе с другой красавицей экрана Натальей Кустинской.

Потом были "Дети Дон Кихота", "Джентльмены удачи", "Табачный капитан","Розыгрыш". Эти фильмы открыли зрителю многожанровую актрису, для которой в кино нет невозможного. Одной из лучших ее работ стала роль в телефильме Худякова "С вечера до полудня". Сквозь призму эмансипации своей героини Фатеева сумела передать ее душу, сыграть в каком-то смысле саму себя, ибо личная жизнь актрисы вряд ли можно назвать благополучной.

В ее жизни был роман с одним из самых обольстительных киногероев Владимиром Басовым (от которого у Фатеевой сын - тоже Владимир и тоже киноактер), отношения, увы, дали трещину вскоре после брака. Басов пил, и весь дом несла на своих плечах молодая мама. Вскоре семья распалась, и не способная к интригам Фатеева покинула "ермоловские" подмостки. Стало еще тяжелее, тем более что в течение многих лет Басов, бегая по киностудиям, требовал не снимать его бывшую жену. В результате от роли Фатеевой в картине "Битва в пути", которую заканчивал все тот же Басов, остался лишь один монолог. Однако актриса не сдалась, не отчаялась. Тут сказалось ее спортивное прошлое - недаром артистка еще в детстве сдружилась с физкультурой. "В нашей профессии главное – ждать", - говорила она. И она ждала своего часа. И она победила. Снова пришли роли, пришел успех. Но только не в личной жизни.

От мужчин, конечно, не было, как говорится, отбоя. Но связать свою судьбу с кем-то одним - это дело совсем другое. Перед Борисом Егоровым – знаменитым космонавтом - она не устояла. Но и второй брак стал неудачным. Спустя пять лет они разошлись. Злые языки говорили, что подлинной причиной развода был роман Фатеевой с румынским красавцем Дэном Спэтару как раз на съемках "Песен моря". Но кто знает, так ли это… У Фатеевой от Егорова появился второй ребенок - Наташа, с которой теперь Фатеевой предстояло жить в коммуналке. Потом были новые браки. Она все еще надеялась.

Однако, рожденная для любви, она, быть может, не была создана для супружества. Актриса – скажут иные… Да, в первую очередь актриса. Удивительно пластичная, несовременная, с большим дарованием, которое оказалось невостребованным полностью в ее эпоху. А ведь окажись она на Западе, наверняка была бы и там одной из первых. Так что же - не удалась и творческая жизнь?

В пору перестройки, в новой России, казалось, о ней забыли вовсе. Правда, в конце 90-х все же вспомнили, и актриса снялась в нескольких картинах, сыграла в антрепризном спектакле – Театр киноактера уже к тому времени благополучно закрыли. Зачем? Она никогда не могла этого понять. Зачем рушить хорошее, достойное, интересное? От депрессии и тоски спасали дети, спасали животные, которых актриса любит удивительно нежно. Спасала и красота. Невзирая на все удары судьбы, Фатеева всегда пристально следила за собой, и то, что сегодня мы видим красивую женщину (она и не изменилась нисколько за прошедшие десятилетия) – это ее подвиг. Подвиг потому, что приходилось во многом отказывать себе, приходилось, как говорит актриса, "дисциплинированно жить". Впрочем, иначе она и не умеет. Есть и еще один секрет: "Несмотря на все передряги жизни, я всегда исповедовала философию действенного добра, оптимизма", - говорит актриса. И это тоже, оказывается, благотворно отражается на внешности. И помогает жить.

Выбор читателей