Итоги киногода: "Дозор" и "Властелин-3" проходят вне конкурса

Конец года — традиционное время подведения итогов. Каждого кинообозревателя подмывает уж высказаться, так высказаться, выделить самых-самых, развенчать зарвавшихся




Конец года — традиционное время подведения итогов. Каждого кинообозревателя подмывает уж высказаться, так высказаться, выделить самых-самых, развенчать зарвавшихся. Читатель эти вирши читает да посмеивается, но удержаться невозможно.

В этом году снова было выпущено множество фильмов всех и всяческих жанров. Пройдемся же по премьерному календарю отечественного проката и выделим для себя те фильмы, благодаря которым 2004 г. будет запечатлен в истории кино. Сделаем это не формализуя универсальные номинации, а придумаем каждому достойному фильму свою собственную.

Первым в списке, конечно же, идет художественный блокба$тер Питера Джексона "Возвращение Короля" с номинацией "Наше все". Пусть и собрал он чуть меньше отечественного чуда по имени "Ночной Дозор", а все равно, таким единодушным мировым признанием творческо-коммерческого продукта в этом году больше не смог похвастаться никто. Кто-нибудь еще помнит споры о том, хорошее ВК кино или нет? Вот то-то же. ПиДжей, ждем новых шедевров!

На таком фоне январь больше ничем особым похвастать не смог, разве что стоит вспомнить фильм Софии Копполы "Трудности перевода" с номинацией "За вклад в русскую речь". Те же "Трудности" дали старт японской эпопее в голливудском кино. В номинации "Страна незаходящего солнца" побеждает Такеши Китано со своей суперштучкой "Затоичи", на корпус обходя слишком серьезного "Последнего самурая". Экспорт своей культуры лучше получается самим японцам. Утешительный приз в номинации "Ужас-ужас" получает "Проклятие" Такеши Шимидзу. Пугает, зверски пугает. Молодец!

Февраль порадовал фанатов зомбевым трэшаком года по имени "28 дней спустя". На втором месте за неимением особых конкурентов столпились сиквел "Обители зла" и очередной римейк "Рассвета мертвецов". И все же выберем "28 дней". Отличное название дало фильму слишком большую фору.

В течение всего года шли вели ожесточенные бои мастера фантастического блокба$теростроения. На колени их поставил, понятное дело, "Властелин", но мы его благоразумно вывели из конкурса. В финал по данной категории в тяжелой борьбе вышли "Час расплаты", "Эффект бабочки", "Я, робот" и "Хроники Риддика". Невероятно разное кино, не находите? И побеждает в этой номинации экранизация Айзека Азимова. Алекс Пройас, так держать!

Если же вспомнить родственный вышеприведенному жанр "сказок для взрослых", то редкий и тонкий сей вопрос получил в этом году аж три разных на себя ответа! В финал вышли три шедевра. Итак, "Вечное сияние безупречного разума" (или все же "Вечное сияние страсти?") побеждает в номинации "Лучший Джим Керри и Лучшая Кейт Уинслет", за что огромное спасибо режиссеру Майклу Гондри. "Степфордские жены" побеждают в категории "Лучшее антифеминистское шоу". Кланяемся Фрэнку Озу. И наконец, "Крупная рыба" Тима Бертона побеждает в престижнейшей категории "Найти Небыляндию".

От сказок для взрослых переходим к сказкам для не совсем взрослых. В этом году снова вышла целая гора кинокомиксов, некоторые из которых оказались достойны войти в чарт. До финала добрались удивительно-некоммерческие "Бессмертные", брутально-юмористический "Хеллбой", отличный второй "Человек-паук", возродивший нашу веру в трэшачный талант Сэма Раими. Но победил в номинации с формулировкой "За возрождение былого" анимационный проект, мечта кинокритика по имени "Небесный капитан". Трудная борьба увенчалась настоящей звездой!

От не очень взрослых к совсем не взрослым. За практическим неимением конкуренции детишкам достался в победители тоже вполне трэшачный третий "Гарри Поттер" с формулировкой "За лучшую Гермиону в тыквах".

Так, вернемся от возрастных категорий к универсальным жанрам. Так, жанр исторической драмы свел в финале один традиционный эпик — "Трою" Вольфганга Петерсена, эпик нетрадиционный — "Александра" Оливера Стоуна и эпик совсем неожиданный — "Страсти Христовы" Мела Гибсона. Победил Гибсон, умудрившийся поднять и достойно пронести тему, на которой ломались многие.

А вот в жанре фильма-катастрофы конкуренции не вышло вовсе. "Послезавтра" получает награду "За худший прогноз погоды". Аналогичная, хотя и более ожидаемая картина наблюдается в категории полудокументально-неигрового кино. Майкл Мур со своей агиткой "9/11 по Фаренгейту" получает виртуальную статуэтку Фемиды с вытаращенными глазами и кинокамерой вместо меча и весов. Кто у нас "Фаренгейту" задарил Пальмовую ветвь? Правильно, Тарантино. В специальной категории "псевдофилософский синефильский экшн" традиционно побеждает творение Квентина Батьковича. Смотреть "Убить Билла 2" было сущим праздником, пиром кинокритика. Вне конкуренции.

Комедией года единогласно признана "Бриджит Джонс-2", порадовавшая нас просто несказанно... Не забудем назвать и лучшую пародию года. Это, конечно же, "Шрек 2", сумевший спародировать буквально все, что движется.

В категории же "Лучший боевик года" признается "Чужой против Хищника". На втором месте киллер-драма "Соучастник".

Самое время бросить взгляд на стремительно оживающее отечественное кинопроизводство. В этом году нам быстро представлено огромное число коммерчески крепких, равно как и культурно ценных картин. Так на ММКФ-2004 российское кино просто вытеснило иностранцев за пределы поля видимости. В длинном списке достойных картин сложно было выбрать самых-самых, но по здравом размышлении финал оказался представлен фильмами: "Свои" Дмитрия Месхиева, "Богиня" Ренаты Литвиновой, "Мой сводный брат Франкенштейн" Валерия Тодоровского, "Время жатвы" Марины Разбежкиной и "Русское" Александра Велединского. Победителем среди отечественных фильмов становится восхитительная "Богиня", второе место заняло "Время жатвы", буквально влюбившее в себя кинопрессу.

А где же "Ночной Дозор", спросите вы? Или, хотя бы "72 метра" или "Личный номер"? О последних — ни слова, художественная ценность их обоих глубоко погребена под продюсерскими амбициями. Такое кино может нравиться или не нравится, но обсуждать его неинтересно. А НД? НД — другое дело. Как и в случае с ВК, пришлось слишком крикливого фаворита вынести из естественных ему категорий, дабы вручить персональный приз в формулировкой "Прорыв года или Все встали и вышли из сумрака".

Пока мы считали килобаксы, собранные в прокате первым "Дозором", незаметно закончилось лето. Осень выдала в отечественный кинопрокат целый поток анимационных блокба$теров: "Шрек 2", "Гарфильд" (условно отнесем жирного котяру сюда, так сказать отдадим ему дань уважения), "Подводная братва", "Полярный экспресс" и "Суперсемейка". Жанр — на пике славы, хотя я бы пожелал ему и дальнейшего роста. В такой конкуренции опять же очень сложно выделить настоящего фаворита. У каждого — свои достоинства. Но Шрек с Ноубл Стидом и Котярой, похоже, собрали их все. Потому первое место мы до жути неоригинально отдадим ему. Итак, годичный круг пройден. До встречи в кино и до встречи в новом киногоду!

Польную версию обзора читайте на страницах журнала "Кинокадр". Материал любезно предоставлен главным редактором проекта.

Выбор читателей