Абхазия проголосовала – Грузия готовит "жесткий ответ"

Грузия по-прежнему обеспечивает негативный фон абхазским выборам. Госминистр Хаиндрава пообещал сделать заявление по поводу выборов, которое "будет носить довольно жесткий характер"


Фото: 1tv.ru



Вчера Абхазия должна была, наконец, определиться с выбором общенационального лидера. После осеннего противостояния, чуть было не приведшего к вооруженному конфликту, при посредничестве отдельных российских политиков удалось усадить за стол переговоров непримиримых ранее Сергея Багапша и Рауля Хаджимба. Переговоры привели к сенсации: было объявлено о том, что оба кандидата образуют предвыборный союз и на второй тур идут в паре. После этого ситуация в республике успокоилась, противостояние отошло на задний план, лишь отдельные сторонники обоих кандидатов не согласились со сложившимся положением вещей.

Мало кто сомневался в том, что назначенный на 12 января второй тур президентских выборов принесет победу альянсу Багапш – Хаджимба. Реальных соперников у этой коалиции просто не было. Однако все оказалось не так просто. Накануне "Yтро" выражало сомнения в том, что в связи с предопределенностью результата население непризнанной республики может проигнорировать голосование. Один из наиболее известных экспертов в области российско-абхазских отношений, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин заявил в интервью нашему изданию, что явка избирателей будет достаточной и выборы сорвать не удастся. "Просто надо приготовиться к тому, что вся прошедшая выборная история вызвала у части избирателей разочарование в выборах как таковых. Весьма вероятно, что будет невысокой явка в Гальском районе", – сказал он.

Именно там и начались неожиданности. Другой депутат Госдумы, Сергей Бабурин, находящийся в Абхазии в качестве наблюдателя, заявил вчера, что в Гальском районе возникают большие проблемы с голосованием. "Мы в шоке от тех препятствий, которые чинит служба охраны государственной власти избирателям в этой районе", – рассказал он журналистам по возвращении из района. По мнению Бабурина, в сложившейся ситуации были повинны представители действующего президента: "Служба охраны государственных органов власти, введенная в Гальский район по указанию действующего президента Владислава Ардзинба накануне, препятствует избирателям проголосовать на своих избирательных участках".

Премьер-министр Абхазии Нодар Хашба оценил ситуацию в проблемном районе более сдержанно: "Я разговаривал и с главой администрации, и с начальником милиции, и с председателем Службы безопасности, и с министром внутренних дел. По одной информации, вроде бы, были проблемы, что кого-то не пускали на избирательные участки. Но эта информация не подтвердилась. Представители Центральной избирательной комиссии говорят, что нормально идет голосование. Участки открыты".

Негативный фон абхазским выборам по-прежнему обеспечивает Грузия. Ряд резких заявлений грузинских политиков явно не способствуют стабилизации обстановки в регионе. Госминистр Георгий Хаиндрава заявил, что грузинская сторона должна быть готова "к возможному ухудшению ситуации в абхазском регионе". Со свойственной грузинской стороне паранойей, он обнаружил, что "Сухуми наполнен сотрудниками ФСБ, а в Бабушерах приземлился вертолет с вооруженными людьми, которые направились в сторону Гудаута". Хаиндрава утверждал, что "Россия сделает все, чтобы выборы в Абхазии не состоялись", что "фактически со стороны России происходит узурпация власти в Абхазии" и что в среду в Абхазии будет объявлено о срыве президентских выборов. Наблюдателей с российской стороны грузинский министр называл не иначе, как "представители ряда экстремистских политических организаций". Кроме того, он пообещал сделать заявление по поводу выборов в Абхазии, которое "будет носить довольно жесткий характер".

Между тем горькие сетования грузинских властей вызывают, как минимум, недоумение, поскольку результаты выборов официальный Тбилиси заранее ставит под сомнение. "Мы считаем выборы в Абхазии нелегитимными и незаконными из-за отсутствия там двух третей коренного населения, вынужденного покинуть автономную республику в результате вооруженного конфликта 1992-1993 годов, – заявляет Хаиндрава. – Несмотря на это, мы внимательно следили в последнее время за событиями в Абхазии и никоим образом не вмешивались в происходящие там процессы". Если считать выборы в любом случае нелегитимными, то стоит ли так волноваться по поводу процедуры голосования?

В течение всего вчерашнего дня поступали противоречивые сообщения о количестве проголосовавших. Порой у наблюдателей появлялись сомнения относительно преодоления барьера в 50% участвовавших в выборах. И основания, учитывая непростую ситуацию в непризнанной республике, для этого были. Тем не менее, за два часа до окончания волеизъявления жителей Абхазии местный ЦИК распространил информацию о том, что барьер преодолен. По предварительной информации, явка избирателей составила около 60%. А значит срыва выборов, о котором говорил Георгий Хаиндрава, все-таки удалось избежать.

Предварительные результаты ЦИК пообещал огласить утром 13 января, но если порог в 50% преодолен, это значит, что Абхазия обрела верховную власть вопреки всем сложившимся обстоятельствам, и остается лишь ждать первых шагов избранного президента республики.

Выбор читателей