Корсиканский пленник, или Пирожки для волка

"Корсиканец" – очень познавательное кино, благодаря которому можно отчасти понять, почему европейцы так огорчаются неджентльменскому поведению российских силовых структур в Чечне

Корсиканец (L'Enquete Сorse)
Франция, 2004
Режиссер: Ален Берберян
В ролях: Кристиан Клавье, Жан Рено




"Корсиканец" – кино из жизни потешных сепаратистов. Кино очень познавательное, благодаря которому можно отчасти понять, почему европейцы так огорчаются неджентльменскому поведению российских силовых структур в Чечне. Просто они там привыкли к другим сепаратистам. Их боевики тоже ходят в черных масках, плохо бреются (а то и позволяют себе отпустить бунтарскую бородку), захватывают заложников и порой даже что-нибудь взрывают, но делают все это культурно, тактично. Перед взрывом оповещают соседей, чтобы те не перепугались от неожиданности, а заложника норовят сделать членом семьи, подкинув ему секс-бомбу местного изготовления. Золото, а не сепаратисты. Вот бы махнуть не глядя.

Главного полевого командира Корсики играет Жан Рено. Могучий человечище. Прыгает по корсиканским скалам аки горный козел, чуть что хватается за пистолет и по крайней мере раз в неделю взрывает чужие рестораны, тем самым завоевывая свободу для родного края. Все остальное корсиканское сопротивление при звуках его голоса дрожит и наливает, а местная полиция и многочисленные спецслужбы нервно курят в сторонке, ибо поймать этого неуловимого Джо они не могут в принципе. Тем безнадежней выглядит миссия парижского частного детектива Палмера (Кристиан Клавье), который прибывает на мятежный остров с внешне безобиднейшей задачей – вручить свободолюбивому горцу бумаги на получение наследства от его скоропостижно скончавшегося дальнего родственника. Это как если бы Красная Шапочка понесла пирожки не бабушке, а непосредственно волку. Причем пирожки с капустой. Естественно, они бы с волком встретились. Так и тут.

По старой французской традиции "Корсиканец" изготовлен как бенефис двух хороших актеров. Кристиан Клавье и Жан Рено уже успели поработать парой коверных в саге о "Пришельцах", с большим, надо сказать, успехом, и в "Корсиканце" дуэт получил продолжение. Клавье вновь играет лицом и приплясывает, а Рено каменеет и рычит. Клавье похож на воздушный шарик в пижаме, Рено – на ходячую двутавровую балку. Ухохотаться не ухохочешься, но в целом ситец получился веселенький. Все остальное – не менее традиционно. Полицейские – продажные недотепы, красавицы почему-то предпочитают малорослых пузанчиков, и если уж обаятельный человек может стырить кучу денег, то он ее стырит. Ко всеобщему удовольствию. И ничего ему за это не будет. Симпатичное, непритязательное, живописное и местами смешное кино. То есть, типичная французская комедия.

Все-таки интересно, в чем тут дело. Еще в детстве, будучи "пионэром", когда я в десятый раз смотрел "Большую прогулку" с Луи де Фюнесом, меня мучила одна мысль – как это можно снимать такую легкомысленную комедию про Войну? Какие такие качества национального характера это позволяют? И когда они проявляются – во время войны или все-таки позже? И сколько лет нам должно хватить, чтобы начать безмятежно веселиться над второй Отечественной (над первой, по ощущениям, уже вроде можно) или всеми чеченскими? И хорошо это, или плохо?

P.S. Отдельная радость для отечественного зрителя: то, что все экстремисты мира вооружены "Калашниковыми" мы уже знали, но вот то, что и колеса им поставляет отечественная промышленность – это сюрприз. Однако же вот, все желающие могут видеть, как мчится по корсиканскому серпантину старушка "Нива", увозя заложника на высокогорную базу террористов. Лепота.

Выбор читателей