Как закалялся Эдичка

Подросток Савенко страдает от неразделенной любви, дружит с блатными, режет вены, грабит пивную и пишет стихи. Это "Русское". Сочная история провинциального хулигана с амбициями покорителя миров

"Русское"
Россия, 2003
Режиссер: Александр Велединский
В ролях: Алексей Чадов, Ольга Арнтгольц, Евдокия Германова, Михаил Ефремов, Владимир Стеклов, Дмитрий Дюжев, Виктор Раков


Фото: kinoros.ru



Как ни крути, но человек по имени Эдуард Лимонов, он же в отрочестве Савенко, – личность незаурядная, и про него имеет смысл снимать кино. Причем наиболее интересно в этом политико-литературном персонаже как раз демонстрируемое желание быть кем-то значительным, быть единственным и неповторимым, быть личностью. Желание, судя по книгам, овладевшее им в детстве, трепетно пронесенное через годы, благополучно, в целом, осуществленное, но не утратившее от этого силы. Даже теперь, когда бывший бледный юноша стал покрытым сединами знатным национал-большевиком. Это подкупает. Во всяком случае, сценариста и режиссера Александра Велединского (соавтор сценария сериала "Бригада"), видимо, подкупило.

"Русское" – это экранизация ранней прозы Лимонова ("Подросток Савенко", "Молодой негодяй", "У нас была Великая Эпоха", "Русское", "Мой отрицательный герой"). Поскольку Лимонов вообще в основном писал о себе, нетрудно догадаться, что ранняя проза рассказывает историю его огневой юности в славном городе Харькове.

Было, было время когда нынешний пламенный революционер и борец с режимом представлял из себя худощавого юношу со строгими глазами и романтическими порывами. Юноша страстно желал красивую девочку (Ольга Арнтгольц) из своей школы, но она ему отказывала. "Ты бе-едный", – жалостливо шептала девочка домогающемуся подростку. Ей не хотелось отдаваться бедному – ей хотелось иметь чулки со стрелками и ходить по ресторанам. И бедный бледный Эдичка, в роли которого снялся молодой актер Андрей Чадов, слюнявя карандаш, рисовал ей на ногах стрелки и убедительно просил у мамы (Евдокия Германова) денег на дружескую вечеринку. Но убедительности по молодости лет не хватало – мама в финансировании соблазнения красивой девочки отказывала, и тогда влюбленный шел грабить пивную. Он был решительный мальчик. "Ты смелый", – хвалил его старший товарищ, вечно пьяный джазмен (Дмитрий Дюжев), отчаянно обиженный на наших трусливых предков, не сумевших завоевать территории поприличней, чем зябкая одна шестая суши. Да, он был смелый, он писал стихи и дружил с блатными, но девочка все равно не давала. А если давала, то не ему. И Эдичка брал в руки нож, еще не решив толком, что ему больше хочется – зарезать девочку или зарезаться самому, а потом попадал в местную психушку и начинал персональный "полет над гнездом кукушки".

Фильм получился отчетливо пацанский – от него так и прет надрывной дворовой романтикой, почти материальной жаждой жизни – такой жизни, чтобы ах! И полюбить-то надо королеву, не потому что нравится, а потому что королева! И родители кажутся серыми мышами, копошащимися под ногами и ни фига не понимающими в жизни. И гибнуть надо во цвете лет, или уж, по крайней мере, красиво угасать в мрачной темнице, поражая вертухаев моральным превосходством ("И каждое утро – гимнастика!"). Его распирает от желания схватить удачу за хвост. Подняться, вылезти из мутной советской действительности к звездам. Он не рефлексирующий гуманитарий Раскольников, он – провинциальная шпана, балующаяся романтическими стишками, и потому уверен, что не "тварь дрожащая", что "право имеет". Имеет право на красивых девочек, на красивую жизнь и красивую судьбу.

Тем и хороша эта лента, что показывает отнюдь не реальную жизнь, но представление о ней главного героя. Может, оно и вполовину не было так геройски, так мелодраматично и значительно, но хочется ведь, чтоб было. Чтоб была сладкая, рвущая сердце измена женщины и красивая месть, чтоб были злобные враги, гноящие молодого поэта в застенках "дурки", и всехарьковский бунт шпаны, громящей эту "дурку" ради освобождения поэта. Ради его, эдичкиного освобождения. Как тут не влезть на броневик...

Так что, на мой взгляд, экранизация Велединскому удалась. Можно много к чему придираться, (например к тому, что фильм фактически распадается на две даже не очень похожих друг на друга части: авантюрные похождения героя на воле и камерная клоунада в "тихой палате"), но по сути – удалась. Режиссер сумел внятно, интересно и часто очень смешно рассказать историю провинциального хулигана с амбициями покорителя миров. И, между прочим, с энергией, способной эти амбиции реализовать.

Выбор читателей