Византия связала нас с итальянцами

Пушкинский музей представляет масштабный проект "Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича". Кураторы проекта демонстрируют свою концепцию на произведениях самого высокого уровня


MUSEUM.RU



ГМИИ имени А.С.Пушкина представляет масштабный проект "Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича". Оказалось, что за исключением общих византийских корней, культуры обеих стран много веков существовали параллельно, никогда не пересекаясь.

Нельзя сказать, что Россия и Италия абсолютно игнорировали друг друга. Более пяти веков тому назад по заказу московского князя итальянские мастера отстроили Московский Кремль, в XVIII в. их потомки изрядно потрудились над украшением дворцов и загородных резиденций российских императоров, а сто лет спустя русские художники, окончившие петербургскую Академию с золотой медалью, поощрялись стажировкой в Риме. Однако тесного и продолжительного сотрудничества не получилось. Поэтому, в отличие от многочисленных "берлинских" проектов, выставка "Россия – Италия" не о взаимодействии, но о диалоге, а иногда даже о противостоянии двух культур.

Самое интересное, что при всей своей несхожести искусство обеих стран восходит к единому источнику – могущественной Византии. Еще в XI в. византийские мастера трудились над мозаиками собора Сан Марко в Венеции, а местные иконописцы обучали итальянских художников. А еще через пару столетий византийцам вновь пришлось заняться интернациональной педагогической деятельностью, только на этот раз их учениками стали русские монахи. Среди лучших оказались Даниил Черный и Андрей Рублев. Итальянцы рано освободились от византийского влияния – в XIII в. флорентиец Джотто благополучно освоил новый художественный язык, на котором впоследствии "заговорило" все западноевропейское искусство. Зато русские иконы и поныне пишутся по древним византийским канонам.

Российская культура сумела догнать Италию только в XVIII столетии – до Петра I светского искусства в стране просто не существовало. Сопоставимы ли произведения Маньяско, Тьеполо и Гварди с картинами Никитина, Алексеева и Боровиковского – большой вопрос, но очевидно, что в эту эпоху российские и итальянские художники уже работали в одном направлении.

Так продолжалось вплоть до Второй мировой войны. Более того, если представить себе срез русской культуры, например, середины XIX в., оказывается, что наши лучшие живописцы, получившие международное признание: Брюллов, Иванов, Щедрин – большую часть своей жизни провели именно в Италии. А в начале XX столетия творческие пути российских и итальянских авангардистов пересекались уже на парижском Монмартре.

Выставка, посвященная истории взаимоотношения двух культур, уже прошла в Риме, где вызвала большой резонанс. И дело не только в важных и интересных проблемах, которые она затрагивает. Дело в том, что кураторы проекта демонстрируют свою концепцию на произведениях самого высокого уровня. Тех, кто не поленится посетить выставку, ждут иконы Рублева и Дуччо, шедевры Джотто, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантенья, Джованни Беллини и Боттичелли, полотна Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело, Караваджо, произведения Крамского, Тропинина и Врубеля, а также работы ведущих мастеров начала прошлого века: Джорджо де Кирико, Джино Северини, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джорджо Моранди, Карло Карра, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина.

Особый раздел выставки посвящен русскому зодчеству в его сопоставлении с итальянской архитектурой. Здесь представлены главным образом архитектурные проекты и макеты, принадлежащие как русским, так и работавшим в России итальянским архитекторам. Наиболее ранние памятники – макеты церкви Покрова на Нерли и Грановитой палаты Московского Кремля. Отдельные макеты представляют собой подлинные шедевры мастерства их исполнителей – например, проектная модель Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге (1750–1756).

Как и предыдущий масштабный интернациональный проект Пушкинского музея, "Москва – Берлин", "Россию – Италию" оформляет Борис Мессерер. Как всегда, этот почтенный художник демонстрирует непоколебимую верность однажды избранному стилю. Почти десять лет назад "Москва – Берлин" встречала ошеломленного зрителя фирменными мессереровскими красно-черными стенами. Впрочем, дизайн в стиле "похороны генсека" вполне соответствовал духу экспозиции. Однако контрастное черно-белое оформление "России – Италии" выглядит куда более эксцентрично: все-таки изящное итальянское кватроченто – это вам не ударная советская живопись. Местами мрачная черная декорация буквально пожирает картины. Впрочем, отдельным экспонатам все же повезло – они висят на светлом фоне.

Выбор читателей