Святой Валентин потеснил заклинателя гадов

Никаких особых заслуг, тем более перед православными, у св. Валентина нет. Зато 14 февраля православные чтят память св. Трифона, который знаменит прежде всего как покровитель охотников, но и на ниве любовно-брачных отношений тоже замечен




В последние несколько лет Россия лихорадочно заимствует чужие праздники. Тут вам и День св. Патрика – и какая нам, Иванам не помнящим родства, разница, что не было у русских святого с таким именем, да и ирландцев у нас просто кот наплакал? Тут и развеселый праздник с таким русским названием – Хэллоуин. А сегодня "продвинутые" россияне отмечают День всех влюбленных, он же День св. Валентина. Правда, спроси людей на улице, что они знают о заслугах Валентина перед влюбленными всего мира, вряд ли кто-нибудь хоть что-то вспомнит. И правильно не вспомнит, потому что никаких заслуг, по большому счету, не было. Католический святой Валентин, которого в помине нет в православных святцах за 14 февраля, якобы тайно венчал по христианскому обряду влюбленные пары около 270 г. н.э., за что его и казнили. Неоднократное тиражирование легенды ни на миллиметр не приблизило ее к правде. В Житии святого Валентина Римлянина нет и намека на тайные венчания христиан. Зато на середину февраля когда-то приходились римские языческие праздники пробуждения природы от зимнего сна, связанные с культом плодородия. Отсюда и выросли уши "праздника любви". Оно и понятно, в Средиземноморье в это время уже можно узреть пробуждение бурное природы, а вот на родных заснеженных просторах что-то не получается. Вот и не было в огромной России никаких "Валентинов" до самого начала 90-х годов.

Во второй половине XX века западные корпорации, чей бизнес был связан с торговлей подарками, задумались, как бы им избавится от традиционного февральского спада продаж. Рождество отгремело уж давно, а остальные праздники и не думают наступать. Пригодился не слишком популярный до того времени Валентинов день, на который было принято дарить друг другу открытки романтического содержания – "валентинки". И вот произошло чудо – за пару десятилетий из заштатного праздника выросла целая индустрия "Valentine's Day".

В России он приживался медленно из-за советских 23 Февраля и 8 Марта: три больших праздника за неполный месяц вскоре после Нового года – это уже слишком, даже для нашего беззаботного народа. Однако мода обозначила направление на постепенную сдачу позиций официозных Мужского и Женского дней (действительно, к чему такая сегрегация?) и утверждение Валентинова дня.

Конечно, сразу и не скажешь, что для нас лучше, советские праздники, не советские или вовсе антисоветские, но все-таки – зачем нам чужие торжества в честь католических святых с языческим подтекстом? Хоть и в глянцевой упаковке, от этих самых корпораций... Хотите, господа-товарищи, возвращаться к корням да традициями? Пожалуйста, уже много веков в тот же день 14 февраля отмечается православными память св. Трифона. Святой Трифон жил в Малой Азии чуть ранее Валентина. Прославился исцелениями больных, один раз отогнал тучи насекомых и спас урожай во всей стране, наконец, вылечил дочь римского императора Гордиана. Потом святому не повезло, новый император начал гонения на христиан, и Трифона по его приказу умучили в 250 г. в городе Никее.

Но это еще не все. Малоазийский Трифон давным-давно ассимилировался на русской почве. С его образом связана, пожалуй, одна из древнейших московских легенд, доживших до нашего времени – легенде о сокольничем Трифоне Патрикееве. Так что почитание Трифона, можно сказать, имеет глубокие корни в столице. По разным данным, дело было при Иване Грозном или Иване III. У царя на охоте под Москвой улетел любимый сокол (по другой версии, кречет). Тогда он послал на поиски птицы своего сокольничего Трифона и дал ему только три дня на отыскание царского любимца. А не отыщешь, сказал, отрублю, мол, голову! Цари, они ведь такие. Два дня искал сокольничий птицу, но найти не смог. На третий день, по легенде, он остановился отдохнуть на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и обратился к своему небесному покровителю – Трифону. Во сне к нему явился сам святой на белом коне и с искомым соколом. Трифон велел забрать сокола и ехать к царю. Проснувшись, сокольничий действительно обнаружил сокола сидящим рядом на ветке.

Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви – Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки. На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как "больница МОНИКИ". А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г. (год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения. Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать. А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх – увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест – христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.

Память о святом осталась и в московской топографии – Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме – бывшем острове.

Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот "Заклинание святого Трифона от гадов" считается каноничным. Вчитайтесь в начало этого удивительного текста: "Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих...". В общем, колорадский жук накрывается медным тазом от страха и улетает обратно в Колорадо.

Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен. И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.

Ну что, отвечайте быстро, кто нам ближе – Валентин или Трифон?

Выбор читателей