Выход из нокаута, или Третий русский блокба$тер

Алексей Сидоров говорит, что его произведение – это российский аналог "Рокки". На самом деле "Бой с тенью" лишь отталкивается от спортивной темы и передает большой привет легендарной "Бригаде"

Бой с тенью
Россия, 2004
Режиссер: Алексей Сидоров
В ролях: Денис Никифоров, Елена Панова, Андрей Панин, Иван Макаревич, Александр Кузнецов, Денис Шевченко, Джон Эймос


Фото: shadowboxing.ru



Помните, как в великом фильме братьев Коэнов "Бартон Финк" главный герой писал всю дорогу "борцовский сценарий"? Примерно то же самое сделал постановщик легендарной "Бригады" Алексей Сидоров – написал "боксерский сценарий" и за какие-то $3,5 млн снял отечественный "блокба$тер". Здесь все почти как у Коэнов: при чем тут вообще бокс, как на ринге сражаются бойцы, все эти вылетающие изо рта капы и кровавые мальчики в глазах зрители оценивают первые 20 минут картины. После чего карьера главного героя заканчивается, он теряет на ринге зрение... и начинается совсем другое кино, куда больше напоминающее "Слепую ярость" Филиппа Нойса. Помните, где Рутгер Хауэр играет супермена, убивающего врагов исключительно на слух.

В общем, тем, кто собирался посмотреть кино о популярном спорте, крупно не повезло, и я вообще не понимаю, почему "Бой с тенью" анонсируется как "боксерская сага". Зато стало понятно, почему до премьеры г-н Сидоров так уклончиво отказывался комментировать свои боксерские кинопознания и предпочтения, заявляя, что с "Бешеным быком" Скорсезе его сценарий ничего общего не имеет и чуть ли он этот фильм вообще не видел, а смотрел только "Рокки-1, 2, 3, 4". Верю, ибо совершенно очевидно, что перед нами не спортивное кино, а очередной боевик из жизни таких новых русских, что куда деваться. Самоновейших. Ездят они теперь по грязным московским проспектам исключительно на "Бентли", а в кортеже охранников одни только поршевские джипы "Кайенн" у них обретаются.

При чем тут бокс, спросите вы? Объясняю: бокс нужен для того, чтоб понятно было, почему от каждого удара главного героя, пускай даже незрячего, дюжие бритоголовые охранники все как один мгновенно валятся без сознания.


Фото: shadowboxing.ru

И вот в такой мутной сценарной галиматье, представьте, видна вполне грамотная подготовка автора, то бишь нашего дорогого г-на Сидорова. Потому что, не угляди ваш обозреватель всех этих намеков и аллюзий, фильм показался бы просто бредом воспаленного сознания. И было бы не о чем писать. А фильм хорош. Перед нами тонкая пост... (нет, не хочу употреблять это заезженное слово), лучше сказать, рос-модернистская игра, в которой есть все. Абсолютно все штампы сериалов новейшего времени соединены в довольно динамичное полотно, как будто из новорусских сериалов повырезали самые "жареные" приемчики и смонтировали на раз. Правда голых баб не хватает – чего нет, того нет. И главная героиня хоть и красивая тетка, но играть не может вообще, просто по природе своей.

А и не надо, зато кровища течет рекой, задействованы и агенты национальной безопасности, и отдел по борьбе с наркотиками, и СОБР, и ОМОН, и черт его знает кто и что...

В этой солянке до такой степени становятся не важны характеры положительных персонажей, этих суперменов и супервумен, что наиболее интересно следить за жизнью главного Плохиша, как всегда блестяще сыгранного Андреем Паниным. Этот актер, несмотря на десятки подобных однотипных ролей, каким-то чудом умудряется приковывать к себе внимание, где бы он не появлялся. В паре с ним стоит отметить хоть и второстепенного героя, но вполне яркого Дениса Шевченко в роли мента в штатском. И хотя остальные злодеи здесь настолько вымышленные, что их карикатурность даже умиляет, главные противники нашего чемпиона, включая чернокожего колоритного Джона Эймоса в роли американского промоутера, как будто выскочили из авторского кино.

Снят весь этот компот с должным размахом – вот в чем Сидорову не откажешь. Как и с "Бригадой" (оттуда в одном-единственном смешном эпизоде вдруг выползает Саня Белый и передает привет бандитам), в "Бое с тенью" видна режиссерская рука, видно, что не только диалоги тщательно прописаны, но и пресловутый product placement работает на полную катушку, хоть и ненавязчиво. И знаете, в результате странная вещь получается, как и с "Бригадой": это кино смотреть интересно до самого, конечно немного дурацкого, финала, несмотря на все явные просчеты, огрехи и нестыковки сюжета. Несмотря на полнейшую мифологичность и карнавальность этих перестрелок в центре столицы и ограблений банков с помощью кувалды и такой-то матери, причем сразу на пару миллионов "зеленых". Я не устану повторять, что кино может быть каким угодно, любым, кроме скучного. И вот, оказывается, дело вовсе не в пресловутых гигантских бюджетах, не в мегазвездах, не в громких именах писателей-сценаристов, а всего лишь в талантливых молодых режиссерах, у которых сложилась собственная киноистория в голове. Но таких людей, как оказывается, наша Родина рожает крайне скупо, хотя ВГИК пуляет режиссеров-выпускников по нескольку десятков в год.


Фото: shadowboxing.ru

Конечно, "Бой с тенью" до боли напоминает все расхожие образцы, но копировать, причем вполне профессионально, на хорошем техническом уровне, того же "Добермана" куда лучше, чем придумывать отсебятину, от которой зевать хочется после первых десяти кадров, пускай и распиаренную на всех телеканалах. И в общем после "Боя с тенью" можно констатировать два факта. Первое: есть такой режиссер Сидоров. И второе: у нового русского кино, не авторского, а вполне себе массового, все-таки появилась надежда выкарабкаться из, казалось бы, уже безвылазной комы. Из трех "блокба$теров" (хотя это название не точно, оно имеет прямое отношение к бюджету картины, но на русской почве приняло значение "конкурентоспособной с американцами продукции") последнего времени: "Ночной дозор", "Турецкий гамбит" и "Бой с тенью" – два вполне приличных фильма, о которых хочется сказать в стиле "а ведь можем, когда захотим". Конечно, за плечами создателей стоят такие мощные структуры, как первый и второй телеканалы, но нам, зрителям, это совершенно все равно. Главное, чтоб из зала во время просмотра не хотелось уйти.

Выбор читателей