Премьера Абхазии заказала мафия

Александр Анкваб пережил второе нападение за месяц. Президент республики считает это преступление политическим, а сам премьер-министр сделал акцент на экономическую подоплеку покушения




В конце минувшей недели, 1 апреля над премьер-министром Абхазии Александром Анквабом неудачно "пошутили". В 21:50 мск кортеж назначенного в феврале главы правительства непризнанной республики, объявившего "войну интернациональным кланам", был обстрелян неизвестными из автоматического оружия на окраине Сухуми. Под огнем нападавших оказался и соратник Анкваба – вице-премьер абхазского правительства Леонид Лакербая, находившийся с ним в одном автомобиле. По словам очевидцев, стрелявших было, как минимум, двое. В результате нападения ранение в ногу получил один из охранников премьера – активист движения ветеранов конфликта с Грузией "Амцахара" Герой Абхазии Роман Герия, которого госпитализировали в местную больницу. После нападения на кортеж премьер-министра по тревоге были подняты подразделения МВД республики, но прочесывание местности и опрос жителей результатов не принесли. На следующий день по национальному телевидению Абхазии было объявлено о вознаграждении в $5 тыс. за информацию, которая наведет на след преступников.

Как сообщили "Yтру" в МВД непризнанной республики, первоапрельское покушение на Александра Анкваба фактически стало копией предыдущего, осуществленного 28 февраля, когда колонна автомобилей премьера и его окружения попала в засаду в том же самом месте – поселке Ачадара, и примерно в то же время – около 22:00 мск. Тогда в абхазской милиции признавали, что Александр Анкваб остался в живых по чистой случайности. Киллеры вели прицельный огонь, кузов автомобиля Анкваба прошили 17 пуль. Премьер-министра спасло то, что он находился в машине своего заместителя.

Февральский инцидент Александр Анкваб прокомментировал кратко: "Я родился в рубашке". И отметил, что недоброжелателей у него осталось много еще со времен службы в милиции, а сейчас только прибавилось. "Думаю, что здесь имеет быть место и политика, и криминал. Предыдущее и нынешнее покушения на меня – звенья одной цепи. Это продолжение преследования со стороны местной мафии", – заявил Анкваб. В свою очередь, президент республики Сергей Багапш считает покушение на премьера политическим: "Кое-кто не хочет, чтобы новая власть в Абхазии работала устойчиво, чтобы в республике была стабильность".

В минувшие выходные в Абхазии прошли митинги с осуждением покушения на Александра Анкваба. В Пицунде выступающие потребовали от вице-президента Рауля Хаджимбы усилить контроль за работой правоохранительных органов, отметив, что расследование предыдущего нападения зашло в тупик. Секретарь Совбеза Абхазии Станислав Лакоба считает, что власти брошен вызов, а на первых лиц непризнанной республики развернулась настоящая охота. "Заказчики покушения прежние. Я надеюсь, что многие убедились, что называть подобные инциденты инсценировкой просто абсурдно и цинично", – сообщил он журналистам. Сам пострадавший сделал акцент на экономическую подоплеку преступления: "В Абхазии криминал активно и жестко внедрился в экономику республики. И криминал там не только присутствует, но и хочет остаться. Когда я начал интересоваться расходами крупных сумм, бюджетных средств, люди, которые имеют к этому отношение, засуетились. То, что они пошли на этот шаг, – подтверждение их вины". Но на этом конкретные сведения исчерпываются, а заказчики покушения и представители криминального мира, которые оказывают противодействие новым властям Абхазии, остаются неизвестными. При этом мафию в первую очередь не устраивает премьер Абхазии, а не президент Сергей Багапш. "Анкваб – профессиональный работник МВД, выполняет роль силового наконечника реформ Багапша, которые еще только предстоит провести, – объяснил нашему корреспонденту источник в правительстве республики. – Смысл новой политики власти – оторвать от "кормушки" или хотя бы ограничить те кланы, которые пользовались огромными привилегиями в то время, когда прежний президент был недееспособен. Угрозу потерять влияние и источники дохода почувствовали смешанные грузино-абхазские криминальные группировки. Их специализация – контрабанда в колоссальных масштабах, наркобизнес и фальшивомонетчество".

И все же, как сообщил "Yтру" представитель силовых структурах Абхазии, пока еще рано делать выводы о тех силах, которые стоят за очередным покушениями на г-на Анкваба: "Есть круг лиц, которых не устраивает самостоятельная политика президента и премьера, как в самой Абхазии, так и за ее пределами". Покушению на Александра Анкваба 1 апреля предшествовал ряд заявлений Сухуми о возможных переговорах с Тбилиси по вопросу возвращения беженцев и оценка возможности вхождения Абхазии в будущую грузинскую федерацию на правах автономии с расширенными полномочиями. Фактически президент и премьер непризнанной республики отвергли очередные предложения Грузии, хотя в ходе предвыборной кампании Сергея Багапша и Александра Анкваба обвиняли в "прогрузинском курсе". Представители Тбилиси последние сообщения из Сухуми комментируют подчеркнуто сдержанно. В частности, председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе сообщил, что "на Александра Анкваба в Абхазии смотрят как на человека, управляемого из Тбилиси, но это совершенно не так". По его словам, убийство премьера непризнанной республики не окажет влияния на взаимоотношения между Тбилиси и Сухуми: "Будет Анкваб или нет, и кто будет вместо него, не имеет никакой разницы для Грузии. В его ликвидации, скорее всего, заинтересованы сами абхазцы".

Выбор читателей