Землетрясение "просветило" Землю насквозь

Чтобы "увидеть" ядро, понадобилось построить гигантскую сейсмическую станцию. Но и этого мало. Нужно было дождаться "удачного" землетрясения, которое бы послужило своеобразным "фонариком"




Теоретические построения ученых подтвердились: внутри Земли находится огромное металлическое ядро. Как выяснилось, на уроках "точной" науки географии школьников заставляли учить лишь гипотетические предположения, и только на днях они экспериментально подтвердились.

Специалисты долго подозревали, что где-то в глубинах нашей маленькой планеты скрыто еще более маленькое ядро. Идея понравилась настолько, что косвенных данных и малоубедительных доказательств хватило для того, чтобы она стала общепринятой. В этот раз обошлось: с помощью "геологического" просвечивания удалось отыскать этого самое ядрышко.

Для того чтобы "увидеть" ядро, понадобилось построить гигантскую сейсмическую станцию. Но и этого мало. Нужно было дождаться "удачного" землетрясения, которое бы послужило своеобразным "фонариком". Всякое там цунами не подошло бы: очаг землетрясения должен был находиться на строго определенной глубине, а сейсмические волны должны были "отправиться" в нужном ученым направлении. Ждать пришлось немало, пока небольшое, но очень подходящее землетрясение не произошло в южной части Тихого океана.

Волны от землетрясения отправились в долгое путешествие вниз через мантию, "искупались" во внешнем ядре, а потом задели твердое внутреннее, после чего совершили обратный путь наверх уже с другой стороны планеты – пока не достигли немецкой станции, где их уже ждали с распростертыми объятиями.

За время прохождения сквозь "слои" Земли волнам не раз приходилось приспосабливаться к местному климату, становясь то продольными, то поперечными. Путь был не близким, и дорожка непрямой, поэтому волны отклонились в сторону: от точки землетрясения до Германии по окружности планеты было не 180, а только 140 градусов. Если бы Земля была единой по своей структуре, гомогенной, то волны прошли бы точно по диаметру.

Сам центр планеты оказался совсем небольшим. "Его объем едва превышает 1% от общего размера Земли", - рассказывает совершенно счастливый руководитель немецкой лаборатории, который вот уже 20 лет изучает внутренности планеты.

Выбор читателей