Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Другое видение", очевидно, заключается в том, что Гарри Кимович, критикуя правящий режим, как правило, в выражениях не стесняется – а г-на Рыжкова жесткая антипутинская риторика недавнего соратника вдруг начала смущать. Не менее неожиданно Рыжкова начал напрягать факт финансового участия в проекте партстроительства совладельца "ЮКОСа" Леонида Невзлина. Находящийся в розыске Невзлин, безусловно, не лучшая реклама для стартующего проекта, однако до последнего времени Рыжкова это не беспокоило. Впрочем, и в вопросах партстроительства Рыжков с Каспаровым не пришли к общему мнению: Рыжков хотел быть единоличным председателем Партии свободы и справедливости (в которую и планируется трансформировать Республиканскую партию Владимира Лысенко), а Каспаров претендовал на пост сопредседателя.
Очевидно, внезапному желанию Рыжкова реабилитировать свое честное имя посредством открещивания от недавних союзников во многом способствовало и заманчивое предложение, якобы поступившее из Кремля: по слухам, Рыжковым вполне могут заменить впавшего в немилость местных парламентариев алтайского губернатора Михаила Евдокимова. И тут Рыжков, как человек практичный, наверняка не долго колебался: все же вышеназванный пост куда привлекательнее роли спорного лидера малоперспективной оппозиционной конструкции.
Сам Рыжков, комментируя последние события, заявил в понедельник о том, что они с Каспаровым вовсе не разошлись, и, опять-таки, сослался на "немного другое видение ситуации". Каспаров, находящийся вне Москвы, лишь подтвердил, что отныне они с Владимиром Рыжковым работают над разными проектами, и пожелал бывшему единомышленнику еще "много-много лет служить делу демократии в России". Сам Каспаров, как следует из его заявления на сайте "Ежедневного журнала", при этом намерен продолжить работу над созданием объединенной демократической партии, оппозиционной нынешнему режиму.
"Я предсказывал, что Каспаров с Рыжковым скоро разбегутся, – заявил "Yтру" директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский. – Эта ситуация показывает все лицемерие г-на Рыжкова, который еще Yтром после выборов, трагических для демократических партий, начал бегать по всем тусовкам и объявлять: мол, "все пошли на три буквы, я один остался". Тогда Рыжков, помнится, обвинил Явлинского и прочих лидеров традиционных демократических партий в недоговороспособности, говорил, что нужны новые молодые силы, которые способны договориться между собой. Сейчас он сам выкинул Каспарова из процесса. Каспарова жалко: гениальный человек, зачем он влез во все это дерьмо? В шахматы ему надо возвращаться".
Впрочем, по мнению Пионтковского, проект Каспарова-Рыжкова был абсолютно недееспособен изначально. "Они получили деньги от Невзлина, ездили по регионам и пытались перекупать СПС и "Яблоко", иногда им это удавалось. Но Каспарову все равно это рано или поздно бы надоело. А что касается Рыжкова, достаточно было нескольких ударов по нему в Интернете, чтобы он отказался от всей затеи", – считает эксперт. Впрочем, по мнению Пионтковского, Невзлин действительно не идеальный спонсор: "Видно, что человек поссорился с Путиным по вопросу хозяйствующих субъектов. И Невзлин повторяет ошибки Березовского: последний играет роль ценнейшего агента Путина. Как только появляются какие-то ростки оппозиции, Березовский немедленно их возглавляет и тем самым уничтожает. А Невзлин – "ученик" Березовского. Но если в Березовском есть некое порочное обаяние абсолютного мерзавца, то у Невзлина и этого нет. Он просто скучен".
Будущее Рыжкова и Каспарова Андрей Пионтковский видит так: "Рыжков скоро поймет, что оппозиционер из него не вышел, и переквалифицируется в управдомы, то есть в губернаторы Алтайского края. А Каспарову весь этот бардак надоест, он поедет в Аргентину играть чемпионат мира по шахматам и с триумфом выиграет его. Но мы всегда будем рады видеть Гарри Кимовича в наших рядах на самом почетном месте".
Говоря про "наши ряды", Андрей Пионтковский имеет в виду традиционных демократов – СПС и "Яблоко", на объединении которых, по его мнению, пока еще рано ставить крест. "Будущее этих двух партий представляется мне более интересным в свете трансформаций, происходящих в СПС. Не секрет, что в СПС есть две партии, которые уверенно движутся к цивилизованному разводу. Это пропутинское крыло во главе с Леонидом Гозманом и партия Старикова, Кара-Мурзы, частично Немцова. Попытка Чубайса навязать "правым" в качестве лидера Гозмана вызвала возмущение другой части СПС. (Как известно, попытки Чубайса предложить кандидатуру Гозмана на пост председателя федерального политсовета СПС закончились компромиссом. В минувшую пятницу президиум федерального политсовета партии, принимая решение по кандидатурам председателя и заместителя председателя федерального политсовета партии, которые будут предложены на утверждение съезду СПС, единогласно решил предлагать на должность председателя политсовета руководителя Пермского регионального отделения партии Никиту Белых, а вот Леонид Гозман будет предложен в качестве его зама – "Yтро"). На съезде СПС может расколоться. И когда они "разведутся", тот СПС, который представляют Белых, Стариков, Кара-Мурза, может вполне конструктивно договориться с "Яблоком" об объединении на симметричной основе Это я вам говорю ответственно, как член федерального совета "Яблока", – сказал Пионтковский "Yтру".
Позиция некоторой части "Яблока", таким образом, остается прежней: объединение возможно лишь с той частью СПС, которая жестко дистанцируется от Путина, Чубайса и Гозмана. "Чубайс сказал, что серьезные люди, мол, не могут объединяться на почве борьбы против путинского полицейского режима. Конечно, не могут: в следующий раз по машине шуганут не из "пукалки", а из гранатомета, и Чубайс это наглядно понял. Вот когда серьезные люди уйдут, тогда можно будет объединяться", – считает Пионтковский.
Член федерального политсовета СПС Борис Немцов, со своей стороны, заявил "Yтру", что никакого раскола в СПС нет, но предлагаемый новый руководитель партии Никита Белых и без раскола "очень настроен на сотрудничество с "Яблоком".
Что до Каспарова с Рыжковым, Немцов также считает, что их совместная конструкция была обречена изначально, поскольку "изначально отвергала важные элементы разрозненного демократического движения". "Атомизация продолжается. И ничего, кроме вреда, это не приносит. Я пессимистично оцениваю все эти процессы, – сказал "Yтру" Борис Немцов. – Я и Рыжкову, и Каспарову тысячу раз говорил, что все их попытки создать нечто автономное обречены на неудачу. Я, правда, не ожидал, что неудача постигнет их так скоро – думал, что их союз развалится ближе к осени. Но то, что это случилось раньше, кстати, неплохо: остается время все еще раз взвесить и обдумать, понять, что правильно, а что – нет. Проблема Володи (Рыжкова – "Yтро") в том, что он не хочет равноправия, а хочет быть "старше". Я лично не против, но считаю, что для того, чтобы доказать свое лидерство, нужно использовать прозрачные методы объединения. Например, никого не оттеснять на старте, создать равные условия для всех. Если бы была такая позиция – на мой взгляд, очевидная – можно было бы объединяться. Но в той концепции, которую предлагал Рыжков, СПС и "Яблоку" вообще отводилась какая-то бессмысленная роль, отсутствие возможности как-либо влиять на процесс формирования новой партии. Подобные вещи заранее обрекают проект на неудачу. Все же у "Яблока" и СПС что-то есть, помимо имен".
Одним словом, процессы в либеральном лагере лишний раз подтверждают старый тезис: двум (или более) гениям тесно под одной крышей. Стало быть, переход количества в качество здесь сомнителен в принципе. А если к обозначенным демократическим колоннам, окончательно дезориентирующим и без того немногочисленный электорат, добавить еще и скоропостижно "либерализовавшихся "медведей", картина получается и вовсе сюрреалистическая. Впрочем, именно последнее обстоятельство, по мнению политолога Глеба Павловского, возможно, заставит демократов одуматься. Намерение "Единой России" играть на поле либералов к будущим выборам заставит многих отбросить амбиции, полагает глава Фонда эффективной политики.
Ситуация резко изменилась