В Манеже развесили русские дали

В экспозиции выставки в Манеже представлено более 2,5 тыс. работ самого Сергея Андрияки, а также учителей и учеников школы. Гигантские акварели прольют бальзам на раны любителей махрового реализма


Фото andriyaka.ru



Мастерские Сергея Андрияки называются "Школа акварели" чисто для отвода глаз. На самом деле, в ней учат еще и гравюре, росписи по фарфору и, конечно же, живописи.

Ну, с картинами еще более-менее понятно. Известно, что сам учитель считает акварель не графической, как это принято среди отставших от жизни художников и искусствоведов, а живописной техникой. Так и говорит ученикам: "пишите (а не рисуйте) акварелью". Возможно, так своеобразно выражается ностальгия художника по куда-то ушедшей, но не забытой юности. Начинал-то Сергей Николаевич живописцем, а акварель, по собственному признанию, считал детской мазней, побочным продуктом. Ведь картина – это на века, для потомков, а акварель, она что – повисела лет пять на свету, да и выцвела. Опять же, бумага – не прочный холст: хранить ее трудно, ветшает быстро, желтеет и разрушается. Несерьезный, одним словом, материал.

Потом как-то оказалось, что это только дешевая бумага такая хлипкая, а хорошая и дорогая, глядишь, и подольше проживет. Дошли же до наших дней рисунки Микеланджело, Леонардо да Винчи, Брюллова и Репина. А еще неожиданно выяснилось, что техника многослойной акварели – это кропотливый и долгий труд, ничуть не уступающий работе маслом.


Фото andriyaka.ru

Одним словом, дело кончилось тем, что в апреле 1999 г. художник Сергей Андрияка открыл собственную Школу акварели. Учат здесь основательно, "как при бабушке" (то есть, как всю жизнь обучали в самых известных академиях художеств). Мастер обладает абсолютной властью и передает свой навык покорным ученикам. Парадокс заключается в том, что узкая специфика учебного заведения, заложенная в самом его названии, прямо противоположна идеям его основателя. Андрияка неоднократно осуждал отечественную систему высшего художественного образования, утверждая, что художника нужно готовить "вообще", а не "по специальности". Поэтому в его Школе акварели можно овладеть техникой изготовления офорта и росписью по фарфору, поучиться монументальной живописи и написать станковый пейзаж.

Голубой мечтой учителя была образцово-показательная выставка достижений его беспокойного художественного хозяйства. Московское правительство ничего не имело против и предложило отпраздновать пятилетие Школы в залах Манежа. Однако в честолюбивые замыслы главного акварелиста страны явно вмешались высшие силы – буквально за неделю до открытия масштабной выставки работ художников Школы акварели крупнейший выставочный зал столицы исчез с лица Москвы. Кстати, некоторые произведения, предназначенные для экспозиции, уже были завезены в запасники Манежа.

Однако оказалось, что еще не все потеряно. Уже в апреле нынешнего года московский мэр открыл в обновленном Манеже первую выставку. Как ни странно, это по-прежнему оказалась "Школа акварели" – то ли власти посчитали, что Сергей Андрияка имеет определенный приоритет как наиболее пострадавшее лицо, то ли решились на хитроумный монтаж – выставочная программа в Манеже идет своим чередом, ровно с того же места, когда образовалась досадная заминка с пожаром. Будто бы и не было этой трагедии, будто бы москвичей встретит тот же самый старый добрый Манеж.

В экспозиции выставки представлено более 2,5 тыс. работ самого Андрияки, а также учителей и учеников школы. Чтобы зритель не утомлялся читать этикетки, каждое сословие экспонентов висит на щитах определенного цвета.


Фото andriyaka.ru

Плодовитость самого Андрияки можно измерить только погонными метрами. Его гигантские акварели, во множестве представленные в экспозиции, прольют бальзам на раны любителей махрового реализма, офигевших от "непотребной" биеннале и скандальных фотофестивалей. Убойные псковские закаты, параноидальная луна, заблудившаяся в худосочных стволах ночного леса, белокаменная церковь, тонущая в приторном киселе розово-сиреневых сумерек и ядовито-зеленое болото – свидетельства неувядаемости салонного искусства. Парад большеформатных монстров несколько оживляют небольшие этюды, выполненные в традициях русских передвижников.

Редкая птица нынче долетит до середины Манежа. Ну а самых смелых и выносливых ждут работы молодых талантов – ученические постановочные натюрморты, птички-собачки да шишкинские елки. Правда, попадаются и более продвинутые пользователи: картинка с веселеньким декоративным цветочком заранее расчерчена на аккуратные квадратики – мол, не угодно ли плитку для ванной?

Между тем поклонников русских далей и дачных натюрмортов ждет разнообразная и насыщенная культурная программа. В период прохождения выставки москвичи и гости столицы смогут посетить мастер-классы Сергея Николаевича Андрияки и художников-педагогов Школы, пробные и показательные уроки. Планируются выступления детских творческих коллективов, театральные представления, викторины, конкурсы, концерты народной и классической музыки, благотворительные мероприятия для воспитанников детских домов и пенсионеров. А в залах обещают регулярно показывать учебные видеофильмы.

Выбор читателей