Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
У Туркмении уже есть договор, по которому на длительную перспективу оприходован по существу весь ее газовый экспорт. Имеется в виду подписанное два года назад 25-летнее (на 2004-2028 гг.) соглашение с Россией о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Согласно данному документу, в 2007 г., когда истечет срок пятилетнего контракта Туркмении с Украиной, российские закупки туркменского сырья составят 60-70 млрд. кубометров (в 2004-2006 гг. – всего 5-10 млрд. "кубов" в год), а к 2009 г. возрастут до 80-90 млрд. ежегодно. Что же касается поставок газа из Туркмении на Украину, то через два года "Газпром" будет выступать не как сторона, предоставляющая транзитные услуги, а как продавец продукта, находящегося в его полной собственности.
С января по апрель в газовых отношениях Москвы и Ашхабада наблюдалась патовая ситуация: "Газпром" настаивал на том, что определенная действующим соглашением цена в $44 за 1 тыс. куб. м не подлежит пересмотру, а Туркменбаши отказывался отпускать газ. Достигнутый компромисс заключается в том, что при сохранении прежней цены до 31 декабря 2006 г. все 100% стоимости газа оплачиваются "живыми деньгами" – раньше 50% погашалось за счет бартера. Как говорят высокопоставленные представители "Газпрома", переход к чисто денежным отношениям их ничуть не беспокоит.
Транспортная зависимость от России очень тяготит Туркменбаши, который давно ищет обходные экспортные пути. Так, в свое время в практической плоскости рассматривался транскаспийский проект, и сорвался он исключительно из-за упрямства Ниязова, не желавшего допускать в будущую трубу азербайджанский газ. Другой вынашиваемый долгие годы проект – трансафганский (газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан с возможным продлением в Индию) – по понятным причинам навряд ли будет реализован в обозримой перспективе. Тем не менее, сам факт обсуждения вариантов газового экспорта, позволяющих освободиться от российской зависимости, до сих пор использовался Ниязовым как рычаг психологического давления на "Газпром".В ходе своего мартовского визита в Ашхабад Ющенко агитировал за проект САЦ-3 (газотранспортная система "Средняя Азия - Центр") – предлагается проложить дополнительную трубу вдоль побережья Каспийского моря. Однако этот вариант позволяет обогнуть только Узбекистан, но никак не Россию. Идею же Ющенко об образовании Россией, Туркменией и Украиной газотранспортного консорциума иначе как со смехом в "Газпроме" не воспринимают.
Любые новые газотранспортные проекты – при условии решения сопутствующих политических, финансовых и технических проблем – могут быть целесообразны только в случае реального наличия в Туркмении значительных запасов сырья. Между тем результаты проведенного в прошлом году американской компанией DeGolyer&MacNaughton и английской Gaffney,Cline&Associates Ltd. аудита газовых запасов Туркмении фактически скрываются, хотя такое исследование было заказано Ашхабадом в соответствии с условиями долгосрочного соглашения с "Газпромом". Так что, возможно, самым важным на переговорах Миллера с Ниязовым стал "момент истины" в данном вопросе. При достаточно скромной ресурсной базе затевать новые масштабные газотранспортные проекты просто несерьезно; ни один здравомыслящий инвестор вкладываться в них не станет. В "Газпроме" всерьез опасаются, что Туркмения не сможет выполнить уже принятые на себя долгосрочные обязательства по газовым поставкам, – о вариантах, когда на каких-то рынках туркменский газ начнет конкурировать с российским, можно забыть.
Этой новостью Миллер уже успел "обрадовать" Ющенко во время своего недавнего посещения Киева. Планы украинского президента не только получать напрямую туркменский газ и после 2006 г., но еще реэкспортировать его в Европу, не имеют, как выяснилось, ресурсного обеспечения. Такая, видать, и у Киева, и у Ашхабада карма – никуда им от России не уйти.
Накануне мир перевернулся