Ходорковского и Лебедева судят по выдуманным показаниям

Сегодня Платон Лебедев рассказал, что в приговоре, который в данный момент зачитывает суд Москвы, фигурируют показания, которых свидетели не давали в суде


ФОТО: AP



В Мещанский суд, на оглашение приговора по объединенному делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова, многие ходят как на работу. И это не только судьи и адвокаты, но также журналисты и, как ни странно, пикетчики. Несмотря на дождь, около 70 противников Михаила Ходорковского собрались сегодня напротив здания суда. Пикет разрешен с 10:00, однако участники акции стали собираться пораньше, минут за 40.

Участники акции пришли хорошо подготовленные: надели дождевые плащи, захватили с собой перекусить. Они развернули плакаты, укрытые от дождя в специальные тубусы. Лозунги особо не изменились: "Ходорковский, вы грабите наше будущее!", "Вор должен сидеть в тюрьме!". Пикетчики в основной своей массе - пенсионеры. Как утверждает "КоммерсантЪ", группа людей с профессионально сделанными плакатами против подсудимых, таких, как "Ходорковский, заплати налоги и сиди спокойно", - массовка "Мосфильма", так сказать, профессиональные митингующие.

Подсудимые Ходорковский и Лебедев, как всегда, оказались в суде раньше всех. Андрей Крайнов прибыл в суд в сопровождении телохранителей.

Сегодня, отвлекшись от кроссвордов, Лебедев заявил, что показания свидетелей искажены. "В приговоре фигурируют те показания, которые свидетели не давали в суде", - утверждает он.

От нечего делать адвокаты и подзащитные болтали о футболе. Обсудив победу футболистов ЦСКА в розыгрыше Кубка УЕФА, адвокат Генрих Падва заметил, что сегодня главная тема – победа клуба.

Кстати, адвокаты решили не ходить в суд толпой, а посылать только "самых достойных". Например, вчера всего четверо из 17 адвокатов явились в здание суда. Но, как заявил один из адвокатов Лебедева Константин Ривкин, этот факт не означает, что защитники объявили бойкот суду. "Мы решили, что присутствовать там всей толпой - потеря времени и нервов. Закон нас присутствовать не обязывает, а удовольствия от услышанного мы не получаем", - отметил еще один адвокат Лебедева, Евгений Бару.

Адвокаты Генрих Падва и Юрий Шмидт немного приболели, поэтому на заседание опять не пришли.

Между тем за четыре дня Мещанскому суду не удалось зачитать даже одной трети вердикта. По мнению Генриха Падвы, не исключено, что приговор будет вынесен в определенный срок и приурочен к какой-то дате. "Такое впечатление, что суд пишет приговор частями. Однако это также только мое предположение", - сказал адвокат.

Адвокат Лебедева Елена Липцер заявила, что накануне суд, работая на полчаса дольше, так и не сумел завершить чтение даже по первому эпизоду дела. "На столе судей стопка бумаги с оглашенной частью приговора имеет высоту три сантиметра, а с неоглашенной - сантиметров пятнадцать", - рассказала она.

Правозащитники также заявили, что согласны: давление на суд есть, однако оно оказывается стороной прокуратуры, а не ими. По их мнению, таким давлением является, например, факт распространения Гепрокуратурой сведений о том, что Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены новые обвинения, касающиеся легализации денежных средств.

Тем временем, на суд продолжают приходить сторонники обвиняемого. Ненадолго туда заглянул Владимир Рыжков, просидел в зале лишь час и решил, что с него хватит. Назвав все происходящее "судилищем", он высказал свое мнение: "Все, что я услышал, это хроника нормального бизнеса образца 90-х годов. Фактически это суд над всем пост-перестроечным бизнесом". Уходя из зала, он крикнул: "Держитесь!" – и поднял вверх сжатую в кулак руку.

На суде успела побывать и бывшая жена Михаила Ходорковского, мать его взрослого сына. "Суд оглашает приговор скороговоркой и невнятно. Соблюдались бы элементарные приличия со стороны судей к присутствующим. Все это полный бред и, к сожалению, не сон, а явь", - рассказала она.

Не выдержали и родители Ходорковского, которые также покинули зал Мещанского суда, где оглашается приговор в отношении их сына. "Суд занимается трепотней, и готовится написать книгу, как развивать бизнес в России", - сказал журналистам Борис Ходорковский, по всей видимости имея в виду то, что в текстах обвинения содержится так много лишней экономической информации, что зачитанные главы больше напоминают выдержки из учебника по экономической теории.

Выбор читателей