Касьянову придется доказать чистоту своих помыслов

Не успел Михаил Касьянов дать вторую пресс-конференцию в качестве возможного кандидата-2008, как депутат от ЛДПР пригрозил ему "Матросской тишиной". Аналитики рассуждают о том, что стоит за этими угрозами




Недавняя инициатива депутата ЛДПР Алексея Островского, предложившего думскому комитету по безопасности запросить у силовиков компромат на Михаила Касьянова, симптоматична. Прошлым экс-премьера (а именно, "неправовыми действиями М.М. Касьянова в период исполнения им полномочий председателя правительства", позволяющими "рассмотреть вопрос о возбуждении уголовных дел по экономическим преступлениям") соратник Жириновского заинтересовался после второй за последнее время пресс-конференции Касьянова, на которой Михаил Михайлович снова ругал власть и говорил о том, что не прочь возглавить объединенную оппозицию. Островский, как известно, развил эту мысль – мол, неплохо бы объединенной оппозиции во главе с Касьяновым сразу двинуться маршем в сторону "Матросской тишины".

С одной стороны, возглавлять "российскому Ющенко" (как уже окрестили экс-премьера СМИ) пока нечего: оппозиция если и объединится, то очень нескоро. С другой стороны, несмотря на отсутствие реальных условий для "оранжевой революции" в России, в Кремле при упоминании этого сценария начинают сильно нервничать. Оно и понятно: последние события на постсоветском пространстве наглядно доказали, что старые политтехнологические трюки Москвы вовсе не безупречны. Поэтому в целях сохранения статус-кво существующий режим просто обязан "дуть на воду". Тем более что Михаил Касьянов – при желании – действительно может стать довольно опасным противником, и многие недовольные нынешней властью охотно выстроятся под его "брендом".

Поэтому часть наблюдателей расценила инициативу Островского как исходящий из Кремля "мессидж", всего лишь озвученный ЛДПР. По мнению директора Центра стратегических исследований Андрея Пионтковского, "Фракция ЛДПР и ее лидер всегда занимаются тем, что озвучивают те идеи, которые власти симпатичны и близки, но как-то их неудобно высказывать". Готовность власти в очередной раз включить репрессивные механизмы, по мнению эксперта, очевидна. "Ясно, что власть нервничает и совершает одну глупость за другой, – сказал Пионтковский "Yтру". – Как будто недостаточно тех скандалов, в которые они вляпались с "делом "ЮКОСа". Но попытка инициировать возбуждение уголовного дела против Касьянова на следующий день после его пресс-конференции – это саморазоблачение власти".

С другой стороны, в оппозиционность экс-премьера верят не все. Член Совета по национальной стратегии, президент РИО-центра Василий Липицкий, комментируя последнюю пресс-конференцию Михаила Касьянова, заявил о том, что "сейчас в России оппозиции нет, поэтому перед Касьяновым стоит другая задача – не сплачивать, а что-то выстроить для себя". Сравнивая Касьянова с лидером украинской "оранжевой революции", Липицкий отметил, что российский экс-премьер "более интегрирован в нынешнюю систему власти". "Он соратник Владимира Путина, и его расставание с президентом было менее драматичным, чем у Ющенко. Не думаю, что сегодня он настроен резко оппозиционно. И именно это делает его вполне реальным кандидатом. Сейчас для президента и правящей элиты главное – это гарантия будущей безопасности. Михаил Касьянов и по своему менталитету, и по своему политическому опыту вполне может такую гарантию дать. Это политик европейского типа, его серьезно воспринимают на Западе, и вряд ли он, подобно Ющенко, будет сводить счеты с нынешним президентом. Я, конечно, не думаю, что отставка Михаила Касьянова была долгосрочным планом Кремля, нацеленным на подготовку своего кандидата к президентским выборам. Но вполне вероятно, что ближе к выборам Кремль захочет попробовать с ним договориться. Ведь как показывает опыт самого Владимира Путина и "Единой России", когда на кандидатов работает весь государственный аппарат, их можно "раскрутить" достаточно быстро. Сейчас Михаилу Касьянову достаточно время от времени напоминать о себе", – считает Липицкий.

Впрочем, высокая степень близости Касьянова к нынешней власти пока что остается для большинства наблюдателей всего лишь одной из конспирологических версий. С другой стороны, и степень его оппозиционности пока под вопросом. Любопытно другое: а возможно ли в принципе появление реально неподконтрольного (или резко оппозиционного) Кремлю кандидата-2008? Ведь нового, чистого как младенец и незапятнанного "прошлым" кандидата раскрутить "с нуля" в нынешних условиях нереально. Потом, на высшем государственном уровне самодеятельность, как правило, исключается – равно как и случайные люди. По мнению политолога Белковского, новый лидер может появиться "в результате вытеснения всего яркого и талантливого из круга правящей элиты в результате проекта консолидации элит, предлагаемого Кремлем". Но на любого более или менее раскрученного политика при желании всегда найдется "чемодан с компроматом", с помощью которого даже заядлый оппозиционер быстро станет "ручным". Причем методы явно совершенствуются: раньше неугодного могли сделать "человеком, похожим на генпрокурора" в бане, а нынче могут сделать и человеком, похожим на Ходорковского – совсем в ином интерьере. Так что любая оппозиционность – даже реальная – может быть быстро ограничена "пределами разумного".

Коллеги г-на Островского и из КПРФ, и из "ЕР" дружно заявили о том, что нынче не те времена, чтобы пугать каждого человека, проявившего политические амбиции, Генпрокуратурой. "Это частная инициатива господина Островского. Вряд ли мы будем обсуждать эту тему на палате и вряд ли она получит поддержку даже на уровне Комитета, не говоря уже про всю Государственную Думу", – сказал "Yтру" член президиума генсовета "ЕР", заместитель руководителя думской фракции "Единая Россия" Валерий Рязанский. По его словам, ЛДПР – во всяком случае, в Думе – претендует на то, чтобы выглядеть самостоятельной политической силой, причем некоторым депутатам от этой фракции это даже удается. "Поэтому я не стал бы утверждать, что Островский в данном случае говорит с чужого голоса (транслирует поручение Кремля – "Yтро"). Думаю, это его точка зрения", – сказал Рязанский.

По словам Валерия Рязанского, единственным политиком, на которого не существует компромата, был Иисус Христос. Что же касается прочих, "если задаться целью, компромат можно организовать на любого". "Но мне бы не хотелось, чтобы мы вернулись к такого рода практике прошлых, страшных лет. Это было бы совсем плохо, – считает Рязанский. – Уверен, что в жизни премьера были очень сложные моменты, не хочу сказать, что они были связаны с чем-то предосудительным, которые требовали от него компромиссов. Это работа премьера. Это может случиться в работе любого высокопоставленного государственного деятеля. Но существуют какие-то чисто этические нормы ограждения от такого рода преследований после того, как человек свою должность покинул".

Впрочем, там, где появляются большие аппетиты, этика – видимо – заканчивается. По словам Валерия Рязанского, любой политик, прилюдно заявляющий о больших политических амбициях, должен быть готов к подобному развитию событий. "Наличие компромата – это объективная реальность. Я не говорю, что это хорошо. Но серьезные политики, выходящие на большую политическую арену, должны понимать, что компромат и его использование – это один из компонентов политической борьбы. И надо считаться с этим, – пояснил Рязанский. – Если ты считаешь, что ты готов бороться за власть и отстаивать свою правоту в условиях, когда компромат может быть применен, вперед. Но выходя на такие вот позиции, ты должен рассчитывать свои силы". В качестве примера Рязанский привел Евгения Примакова: "Когда он выходил на большую политическую сцену, применялись самые гнусные технологии. Но Примаков как был, так и остался одним из самых уважаемых людей в нашей стране". Что до Касьянова – "депутат Островский, видимо, решил, что Касьянову следует посмотреть на себя изнутри, достаточно ли устойчивая у него внутренняя конструкция для того, чтобы бороться за самый высокий пост. Потому что ему придется доказывать чистоту своих помыслов, и надо быть готовым к этому", – пояснил позицию коллеги г-н Рязанский.

Сам Касьянов на пресс-конференции 19 мая, отвечая на вопрос о том, не боится ли он уголовного преследования, заявил, что в нашей стране возможно все, однако "нет ничего", что беспокоило бы его в этой связи. Соответственно, можно надеяться на то, что "чистоту помыслов" экс-премьеру хотя бы не придется доказывать в суде.

Выбор читателей