Дело "ЮКОСа" доказало, что мы "живем в правовом поле"

Российская политическая тусовка после оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву чрезвычайно оживилась и начала высказываться, в зависимости от желания угодить власти или поиграть в оппозицию




Российская политическая тусовка после оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву чрезвычайно оживилась и начала высказываться, в зависимости от желания угодить власти или поиграть в оппозицию.

Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников считает, что суд вынес достаточно строгий приговор Ходорковскому и Лебедеву. "Если говорить по факту приговора, так как материалы дела я не видел и с ними не знаком, то, конечно, срок, который назначил суд Ходорковскому, достаточно большой", - отметил он.

Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что это негативно скажется на инвестиционном климате в России. Он высказал обеспокоенность тем, что приговор "усилит отток капитала из российского бизнеса". Депутат ожидал менее сурового приговора. Вместе с тем, отметил Гудков, надежда на то, что приговор может быть обжалован в суде высшей инстанции, а 9 лет заменят меньшим сроком все же остается. "Хотя, честно говоря, я уже плохо ориентируюсь в российском правосудии, так как 9 лет за приватизационные сделки - слишком жесткий приговор", - заявил он. По словам депутата, такой срок обычно дают за тяжкие и особо тяжкие преступления. Вместе с тем, как отметил Крашенинников, это еще не окончательное решение.

"Дело не в количестве лет, которые получили обвиняемые. Дело в политике власти, в судебной системе страны, которая от Мещанского суда до суда Верховного, - стала политическим инструментом этой власти. Политическим, - потому что закон применяется выборочно", - заявил первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. - Вместо того, чтобы спокойно, системно и в рамках закона расследовать все нарушения, власть предпочитает одних олигархов сажать в клетку, - а других приглашает в Кремль пить чай и обсуждать "текущую ситуацию". Или, как Чубайсу, - разрешает наживаться на энергетической системе страны в ущерб безопасности всех граждан".

"Яблоко" во главе с председателем Григорием Явлинским назвало приговор по делу "ЮКОСА" актом устрашения. "Ход процесса ярко показал, что российское правосудие - инструмент не права, а решения политических задач и передела собственности, что независимой судебной системы в стране не существует", - отмечается в заявлении партии, которая собирается потребовать "нового объективного рассмотрения дела".

"Агрессивно несправедливым" назвала приговор лидер движения "Наш выбор" Ирина Хакамада. По ее мнению, он демонстрирует, что "власть будет подавлять все, что выражает независимую позицию" и не имеет "никакого отношения к объективному расследованию". В то же время приговор доказывает, что Ходорковский "не сломался, не пошел ни на какие компромиссы и отстаивал свою принципиальную человеческую, гражданскую позицию". "Этот приговор будет работать не только на перераспределение собственности в пользу власти, но и работает на устрашение всех вокруг, - добавил она. - Если люди готовы бояться дальше, это может произойти со всеми; если люди готовы бороться, нужна солидарность".

В "Союзе правых сил" дело Ходорковского-Лебедева считают политическим. "Это механизм давления на гражданское общество, и оно, несомненно, нанесет очень серьезный удар по репутации государства", - заявил председатель Федерального политсовета СПС Никита Белых.

А вот вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, представитель "Единой России", согласен с Генпрокуратурой, которая назвала приговор совершенно справедливым. Он заявил, что это нельзя считать политически мотивированным решением и назвал его справедливым исходя из тяжести совершенных Ходорковским и Лебедевым преступлений. "Следствие провело серьезную и кропотливую работу, и именно собранные доказательства стали основанием для сегодняшнего решения суда, признавшего их виновными по 6 статьям", - отметил депутат. "Дело ЮКОСа", по его словам, показало, что российское общество живет в правовом поле.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов тоже поддержал вынесенный сегодня приговор "Закон есть закон, и он один для всех", - заявил он. - Для меня было бы неприятной неожиданностью, если бы Михаил Ходорковский был оправдан в ходе судебного разбирательства. С фирмой "ЮКОС" было связано много негативного и незаконного. Все это было, и за это надо нести ответственность".

Лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин считает, что Ходорковскому был вынесен "показательно строгий" приговор, он думал, что экс-глава "ЮКОСа" получит меньше. "Наша экспертная оценка была где-то в пределах пяти лет", - сказал Рогозин, отметив при этом, что "9 лет - это практически верхняя планка наказания, применимая за инкриминируемые Ходорковскому статьи Уголовного Кодекса". Но по его мнению, вряд ли столь строгий приговор говорит о намерении власти предъявить аналогичный спрос и к другим олигархам. "Я думаю, власть этим и ограничится", - полагает лидер "Родины".

Ничего страшного в том, что суд приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 9 годам лишения свободы не видит и один из лидеров ЛДПР, депутат Госдумы Алексей Митрофанов. "Они должны быть счастливы уже тем, что живы, что они не погибли в 90-е годы, как погибли десятки бизнесменов, убитых в ходе криминальных разборок", - сказал он. Депутату интереснее, где бывшие руководители "ЮКОСа" будут отбывать срок. "Впрочем, я считаю, что где бы они ни сидели, условия будут весьма приличными", - отметил он.

А глава ЛДПР Владимир Жириновский высказался более категорично. "Обвиняемые по "делу "ЮКОСа" никогда не должны выйти из тюрьмы", - сказал он и потребовал самых жестких мер в отношении "этих злодеев, мошенников, финансовых махинаторов, которые вывели из страны огромное количество денег". Владимир Вольфович выразил уверенность, что если продолжить судебное расследование по делу "ЮКОСа", то обвиняемые "получат пожизненное заключение".

Михаил Леонтьев, ведущий программы "Однако" оценивает ситуацию двояко: "В данном случае можно выделить два основных тезиса: первый - почему именно Ходорковский, и второй - что его не за то судят. Начнем с первого: то, что произошло с Ходорковским - это избирательное применение правосудия. (О том, что он не виноват вообще, говорить не будем, достаточно вспомнить дело Пичугина, чтобы ярко себе представить, как работает служба безопасности Михаила Борисовича - хотя наша прокуратура степень вины Ходорковского, равно как и кого-то другого, доказать неспособна). Безусловно, Ходорковский представлял для государства огромную опасность, и единственно возможный вариант для него и ему подобных - получить в свои руки всю полноту власти. Есть еще один вариант - перевести все имущество в максимально ликвидные активы, все продать и скрыться, но для России это опять-таки неприемлемый вариант, поскольку продавать-то будут явно иностранцам. Поэтому государство применяет метод избирательных репрессий, причем в этом случае репрессии могли быть и массовыми, однако все было сделано аккуратно - ни одна лишняя щепка не отлетела. Ну, а что касается тезиса "судят не за то"… Аль Капоне попал в тюрьму из-за неуплаты налогов, хотя всем было известно, что этот человек терроризировал весь Чикаго - просто доказать удалось именно это. Что касается личной точки зрения - мне Михаила Борисовича жаль, ничего дурного он мне не сделал, и я желаю ему как можно скорее оказаться на свободе."

Выбор читателей