Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Суть конфликта в том, что американцы и европейцы на протяжении уже длительного времени попеременно обвиняют друг друга в "незаконной" (т.е. превышающей все рамки приличия и лимиты ВТО) государственной поддержке авиастроительной отрасли. Давно замечено, что эта война разгорается с новой силой каждый раз, когда одна из сторон разрабатывает новый авиалайнер, который должен "переплюнуть" заокеанского конкурента.
Так вышло и на этот раз. Недавно европейский Airbus "обкатал" свой А-380, вмещающий до 840 пассажиров. Равных этому гиганту в мире нет, и даже американский Boeing – главный конкурент "аэробусов" пока не может дать достойный ответ на брошенный вызов. В планы компании входит сейчас выпуск удлиненных самолетов 747 серии, но они смогут вмещать лишь 450 человек. Кроме того, американский авиаконцерн обещает вот-вот представить рынку суперсовременный Dreamliner-787, однако и его вместимость не превысит 300 пассажиров. Американцы стараются сделать хорошую мину при плохой игре: дескать, гигант вроде А-380 нам ни к чему. Вице-президент концерна Boeing Вэйд Корнелиус утверждает, что его компания и не собиралась создавать ничего подобного, уж больно затратный получается проект. Да и самолет таких размеров будет иметь очень ограниченное применение: в мире слишком мало аэропортов, способных его принять. "Собственно, мы очень рады, что Airbus разработал для рынка именно такой тип самолета", – заявляет Корнелиус. А радость за конкурента, как известно, плохой знак для него...
Но все-таки американский менеджер кривит душой, утверждая, что новый европейский гигант не составит конкуренции "Боингам". Ведь от 15 компаний-авиаперевозчиков уже поступили заказы на полторы сотни авиалайнеров А-380. Конечно, портфель заказов на американские Dreamliner еще больше (приближается к 250 единицам), но так ведь европейский самолет дороже и больше, а аэропорты под него подстроят хотя бы из соображений престижа. Одним словом, с появлением европейского гиганта конкурентная борьба в воздухе обострилась. А полем битвы стали государственные субсидии, которые ЕС и США предоставляют своим авиастроителям.
История вопроса вкратце такова. В начале 90-х очередной виток "авиационной войны" ЕС с США был связан с появлением на рынке Boeing-777 и его европейских конкурентов А-330 и А-340. В 1992 г., чтобы снять этот вопрос с повестки дня, было заключено двустороннее соглашение, разрешающее субсидировать разработку коммерческих авиалайнеров. Однако с тех пор споры по поводу недобросовестной конкуренции (неизбежное следствие государственной поддержки отрасли) возникали вновь и вновь, Airbus и Boeing грозили "засудить" оппонента через ВТО. А в октябре прошлого года США уже на официальном уровне объявили, что намерены через ВТО добиваться прекращения субсидий ЕС концерну Airbus. В ответ ЕС пригрозил встречным иском в связи с "косвенным" субсидированием Boeing американским правительством.
Однако в тот момент до разбирательства не дошло. Вся эта ситуация заставила ЕС и США по-новому посмотреть на проблему субсидирования в целом. Вместо тяжбы в ВТО Брюссель и Вашингтон в начале этого года решили провести длительный раунд переговоров по полной отмене субсидий авиапрому. Одновременно был введен временный мораторий на субсидии, который, правда, не распространялся на уже утвержденные программы помощи авиаконцернам под разработку новых лайнеров. "Впервые в этом давнем споре США и ЕС сошлись на том, что конечной целью должно быть прекращение субсидий", – радовался тогда торговый представитель США Роберт Зеллик. Но уже в марте стало ясно, что столпы мировой экономики явно погорячились: субсидии никто отменять и не собирается, а европейцы даже увеличили их в связи с разработкой А-350.
Вашингтон пришел в ярость. "Несмотря на все наши усилия, ясно, что ЕС не готов отменить стартовые авиационные субсидии", – говорилось в мартовском заявлении Управления торгового представителя США. Евросоюз обвинялся в несоблюдении январских договоренностей, в связи с чем Вашингтон оставлял за собой право вернуться к тяжбе в рамках ВТО. Что он и сделал на днях. Напрасно в конце мая торговый комиссар Eвросоюза Питер Мандельсон предлагал Соединенным Штатам "жить дружно", то есть на паритетных началах поэтапно сократить поддержку компаний Airbus и Boeing. США все-таки подали жалобу в ВТО. Брюссель обещает ответить тем же. Так что отныне Всемирная торговая организация будет решать, какой уровень субсидирования является приемлемым для их проектов в сфере гражданской авиации. Правда, эксперты прогнозируют, что на это у нее уйдет не менее трех лет, а в течение этого времени стороны вполне успеют профинансировать свои проекты, из-за которых и возник весь сыр-бор.
В целом же ситуация напоминает замкнутый круг. С одной стороны, как ЕС, так и США признают, что их масштабное государственное субсидирование авиапрома подрывает мировой рынок авиации. Когда государственное участие в финансировании коммерческого проекта достигает 30%, о "чистоте" конкуренции говорить не приходится. Но с другой стороны, они понимают, что авиационная отрасль является одним из важнейших двигателей их экономик. Она представляет собой "сгусток" высоких технологий, сотни тысяч рабочих мест с высокой квалификацией труда, а также полигон для технологий военного назначения. Поэтому большинство мнений сходится в том, что субсидии авиапрому никто никогда не отменит. Эксперты-реалисты призывают ЕС и США договариваться не о сроках отмены субсидий, а о размерах господдержки авиационной отрасли.
На этом фоне особенно возмутительными выглядят претензии к России: от нашей страны требуют существенного снижения тарифной защиты авиарынка в связи с ее вступлением в ВТО. Это условие, в частности, является одним из последних камней преткновения на переговорах с США. Однако очевидно, что за ним кроется не забота о мировом рынке, а попытка устранить конкурента, которым все еще может считаться российская авиационная промышленность. Однако очевидно и то, что у нашей страны сейчас просто нет возможности защищать свою чахлую авиационную промышленность столь же обильными субсидиями, какими США защищают свою. Поэтому нам остается только ограждать ее от внешней конкуренции сохранением импортных пошлин. Они, кстати, тоже не всегда помогают. Так, в феврале этого года помощник президента РФ Виктор Иванов, выступая на расширенном заседании коллегии Федеральной таможенной службы, обратил внимание на импортные тарифы на иностранные самолеты. По его словам, российскому авиапрому трудно объяснить снижение пошлин на импорт как новых, так и подержанных самолетов притом, что есть российские аналоги. В то же время пошлины на авиадвигатели остаются достаточно высокими, что осложняет сборку самолетов внутри страны.
Однако похоже, что российские власти все-таки спохватились и поставили авиапром в число стратегически важных отраслей. Наш главный переговорщик по ВТО Максим Медведков четко дал понять, что пошлины на авиатехнику мы не отменим ни при каких условиях – скорее в ВТО откажемся вступать. А министр промышленности и энергетики Виктор Христенко всерьез взялся за поддержку и развитие отрасли. По его оценкам, в ближайшие годы платежеспособный внутренний спрос на самолеты "не будет достаточным для обеспечения рентабельности российской авиационной промышленности", поэтому производителям придется "нацелиться на мировой рынок и встретить вызов международной конкуренции". А для этого необходимо "перегруппировать усилия всех независимых производителей, их проекты и их финансовый потенциал", чтобы не распылять средства, а "сконцентрироваться на реально осуществимых идеях". Христенко убежден, что нам предстоит существенно увеличить выпуск гражданских самолетов: изменить нынешнюю пропорцию, когда на 7 выпускаемых военных самолетов приходится 3 гражданских, и довести ее до равного соотношения.
Однако из слов министра получается, что спасение утопающих – все-таки дело рук самих утопающих. Существенных субсидий от государства авиапрому ждать не стоит. Правда, можно перераспределить доходы от экспорта нефти... Но тут силами и средствами экономического блока правительства не обойтись – как показывает практика, надо привлекать правоохранительные органы и "силовиков".
Инфляционное давление на народ усиливается