У Лимонова забирают юридическое лицо

Лимоновцев намереваются окончательно лишить официального статуса: Мособлсуд приступает к ликвидации НБП. Впрочем, это мало что изменит в нынешнем положении национал-большевиков




Сегодня суд Московской области начнет рассмотрение иска прокуратуры Подмосковья о ликвидации Национал-большевистской партии* Эдуарда Лимонова. Строго говоря, такой партии (в нынешнем понимании этого слова) никогда и не было, потому что регистрировалась она в 1997 г., когда общественные объединения еще не разделили на политические – т.е. имеющие право носить гордое имя "партия" и участвовать в выборах – и все прочие. И поскольку с тех пор в качестве политического объединения зарегистрировать свою партию Эдуарду Лимонову так и не удалось, НБП теперь представляет собой очевидный казус: довольно экзотическая молодежная организация функционирует (и местами довольно эффектно) в качестве партии, официально таковой не являясь. Ее члены не стремятся в парламент, но зато принимают активное участие в различных уличных акциях – как собственных, так и вместе с союзниками из левого лагеря. А российские правозащитные организации уже объявили политзаключенными членов НБП, задержанных за "несанкционированное проникновение" в приемную президента.

Между тем, в связи с новыми жесткими требованиями к партиям, потеря статуса в следующем году грозит еще как минимум двум десяткам политических организаций. Спрашивается: резонно ли оставлять на глазах у всех пример активного политического "полуподполья"? Ведь уже в следующем году на подобные формы выживания может появиться немалый спрос.

Добиваться ликвидации Межрегиональной общественной организации "Национал-большевистская партия" подмосковные прокуроры начали еще год назад. Претензии государства к лимоновцам состояли в следующем: во-первых, в течение трех лет они не информировали Минюст о продолжении своей деятельности, что по закону полагается делать ежегодно. А во-вторых, имели нахальство именоваться партией, чего по закону "О политических партиях" вообще делать не полагается. Впрочем, НБП тоже предъявила свой перечень претензий к государству в лице Минюста, отказавшегося регистрировать организацию в качестве политической партии, и предприняла вялую попытку переименовать себя в организацию с одноименной аббревиатурой "Национал-большевистский порядок", не увенчавшуюся, впрочем, успехом. Представители Минюста не обнаружили постоянно действующий руководящий орган "нового" НБП по указанному адресу (хотя ездили дважды), так что с легким сердцем отказали "порядку" в регистрации. Деятельность же старой НБП приостановили на полгода, что повлекло за собой регулярные визиты представителей правоохранительных органов в штаб-квартиру партии – в данном случае проблем с поиском руководящих органов почему-то не возникало.

Совершенно очевидная цель всех этих маневров, изрядно затянувшихся благодаря судебным тяжбам, очевидна: лимоновцев намереваются окончательно лишить официального статуса. В принципе, это мало что изменит в их нынешнем положении (вот разве что выпуск собственной газеты "Лимонка" придется прекратить, а штаб – перевести на частную квартиру). Все политические акции, предпринимаемые НБП, и без того носят совершенно неофициальный, а иногда, с точки зрения прокуратуры, и уголовный характер. Поскольку обвинений в экстремизме против национал-большевиков не выдвигали, преследовать за "подпольную" деятельность их просто не смогут, однако самим национал-большевикам этого мало: по мнению Лимонова, именно участие организации в политической жизни страны (и, прежде всего, в выборах) является главной целью партии.

Кстати, в начале этого месяца судебные приставы потребовали от московского штаба НБП, расположившегося на улице Марии Ульяновой, покинуть занимаемое помещение – в противном случае правоохранительные органы собираются пойти на самые жесткие меры. Лимоновцы связали очередную волну "репрессий" с приближением очередного судного дня. По словам пресс-секретаря партии Александра Аверина, они намерены снова добиваться того, чтобы производство по иску было приостановлено. В областном управлении юстиции лежит очередная заявка о регистрации "НБП". Предыдущее отклонили под тем предлогом, что в двух из 18 протоколов учредительного съезда партии была указана неверная дата проведения съездов. Теперь недочеты исправлены, и лимоновцам остается только ждать, какая буква устава не устроит Минюст на этот раз.

Понятно, что существование нелояльной, политически активной, хорошо организованной и довольно разветвленной молодежной организации не может не беспокоить власти. В конце концов, она может быть в любой момент востребована для раскачки политической ситуации по образцу украинской "Поры". Однако вся беда в том, что методом "операционного удаления" организации из реестра юридических лиц подобные проблемы не лечатся.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей