В центр Москвы завезли тяжелую артиллерию

О популярности Тони Крэгга говорит тот факт, что его выставки еженедельно открываются по всему миру. Его работы украшают не только многие музейные собрания, но и улицы самых разных городов планеты


Фото: cha.ru



Несмотря на внушительные размеры и удачное географическое положение, за всю историю существования ЦДХ ему лишь однажды удалось по-настоящему оправдать звание главного выставочного зала столицы. Это произошло на заре перестройки, когда Москву потрясли мощные выставки крупнейших мастеров мирового искусства ХХ века. По прошествии двух десятилетий ЦДХ решил тряхнуть стариной и представить новую серию проектов, посвященных лучшим представителям современной арт-сцены.

Ни для кого не секрет, что в последние несколько десятилетий наиболее прогрессивные деятели мировой культурной общественности рождаются исключительно в Британии. Вот и художник, открывающий парад суперзвезд на площадке ЦДХ, родом оттуда.

Тони Крэгг родился в 1949 г. в Ливерпуле в семье инженера авиационного производства. Проработав несколько лет техником в химической лаборатории и потрудившись в сталелитейном цеху, он окончательно разочаровался в перспективах научно-технического прогресса и решил заделаться вольным художником. Поблуждав по соответствующим колледжам, он, в конце концов, осел в престижной аспирантуре лондонского Королевского колледжа искусств. То ли живопись показалась Крэггу недостаточно перспективным направлением, то ли замучило сталеварное прошлое, но только будущий классик монументальной скульптуры подался прямиком в мастерскую чугунного литья.

Впрочем, знаменитого бума британского искусства "новой волны" Тони так и не дождался – в 1977 г. он переехал в Германию, где живет по сей день. По слухам, в первые годы молодому дарованию пришлось несладко – материалом для его ранних работ служил всевозможный неорганический мусор, выловленный из Рейна. Зато уже в 1979 г. в галерее Лиссон в Лондоне состоялась первая персональная выставка художника, а с начала 1980-х Тони Крэгг становится самым выставляемым скульптором своего поколения. С 1984 г. он исполняет многочисленные заказы на крупноформатные скульптуры в общественном пространстве. Сегодня монументальные скульптуры Крэгга можно увидеть на улицах Лондона, Ливерпуля, Базеля, Вены, Дюссельдорфа, Вашингтона, Нью-Йорка, Атланты, Сен-Луиса, Стокгольма, Сиены и множества других городов.

Несмотря на то, что творчество Крэгга нередко сопоставляют с произведениями сюрреалистов 1930-х, его основная "фишка" – самые неожиданные и изощренные материалы. Помимо привычных бронзы, керамики, пластика и стали художник делает гигантские прозрачные инсталляции из стекла, а также норовит использовать сверхсовременные составы, предназначенные для авиационной промышленности. Излюбленными мотивами Тони Крэгга являются колонна, сосуд, личинка, разрез, круг, отверстие, человеческий профиль и стеклянная бутылка как метафора тела.

Несмотря на то, что Крэгг – мастер весьма плодовитый, работа над каждой скульптурой занимает немало времени. Сначала автор изготовляет деревянную модель будущей композиции, затем ее "перерассчитывают" в нужном масштабе. Окончательный вариант монументального произведения (будь то гигантская личинка или огромная стеклянная бутылка) Крэгг создает в здании танкового гаража бывшей британской военной базы, при содействии целой бригады специально обученных помощников. Если скульптура делается из дерева или стали, то еще несколько недель уходит на полировку. Зато, пока верные ученики и последователи натирают до блеска очередной шедевр, Тони может спокойно посвятить себя плодотворному литературному творчеству – не зря же скульптор носит почетное звание лауреата Шекспировской премии!

На выставку "Тяжесть и нежность" прибыло около полусотни произведений мастера. Созданные в разное время, скульптуры отличаются небывалым для наших широт размером и весом (до 1200 килограммов). Установленные на третьем этаже ЦДХ, они явно рискуют обрушить хлипкую конструкцию советских времен.

Выставка продлится до 17 июля

Выбор читателей