Правда и мифы о платных дорогах

Развитие платных дорог – одно из приоритетных направлений государственной транспортной политики. Но планы планами, а денег в бюджете на строительство новых транспортных артерий как не было, так и нет




Уже не первый год слышат московские автолюбители заявления о том, что вот-вот появятся вокруг столицы платные дороги с исключительно качественным покрытием, которые позволят гражданам, готовым платить за это удовольствие, ехать с ветерком, обходя стороной ежедневные многокилометровые пробки. Однако до сих пор ни одной подобной магистрали возле столицы так и не появилось. И это притом, что развитие платных дорог в России – одно из приоритетных направлений долгосрочной государственной транспортной политики. Но политика политикой, а денег в бюджете на строительство новых транспортных артерий как не было, так и нет. Выделяемых средств едва хватает на ремонт уже существующих. Тем более что окупаются такие трассы десятилетиями и, как показывает опыт эксплуатации немногих уже существующих платных участков, например, на федеральной трассе "Дон" между Воронежем и Тамбовом, фактический уровень их загрузки в среднем на 15% ниже расчетного.

Правда, в московском регионе условия все же более благоприятные – здесь сосредоточена значительная часть российского автопарка, да и уровень благосостояния жителей заметно выше среднего по стране. Так что потенциальные инвесторы, на которых очень рассчитывают власти, в принципе, могут заинтересоваться. В этой связи большие надежды возлагаются на недавно принятый закон "О концессионных соглашениях", который позволяет начать реальную работу по привлечению крупных западных инвестиций в инфраструктурные проекты, говорит замминистра транспорта Александр Мишарин.

Сразу после принятия Советом Федерации закона о концессии частным инвесторам было предложено несколько проектов. В их числе: реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе подъезда к аэропорту "Домодедово", строительство магистрали Москва – Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, а также соединительной автомагистрали от МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей до автомобильной магистрали М-1 "Беларусь" Москва – Минск (обход города Одинцово).

Наибольший интерес вызывает проект скоростной магистрали от Москвы до Питера, включающей особо лакомый кусочек до аэропорта "Шереметьево". Строительство этого участка должно начаться в 2006 г. и завершиться не позднее 2008 г., стоимость – 22-23 млрд рублей. О своем желании участвовать в данном проекте уже заявляли ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", ряд банков и частных инвесторов. Однако их доля участия пока не определена. Полностью прокладку всей трассы протяженностью 650 км планируется осуществить за 4-5 лет, ее ориентировочная стоимость, с учетом выкупа земель, – 200,7 млрд рублей. Финансирование будет осуществляться из государственного бюджета и привлеченных средств в соотношении 50% на 50%. Инвесторам в качестве дополнительного источника возврата вложенных средств предлагается передача в пользование полосы отвода и придорожной полосы вдоль магистрали для развития соответствующей инфраструктуры. Ввод дороги в эксплуатацию будет осуществляться поэтапно, по мере готовности отдельных участков. Ширина проезжей части составит: 10 полос – на выходе из Москвы, 8 полос – в Ленинградской и Московской областях и 6 полос на территории Тверской и Новгородской областей. Расчетная скорость движения транспортных средств – 150 км/час. Средняя цена проезда по новой дороге составит 600 рублей. Окончательное утверждение маршрута будущей трассы намечено на ноябрь 2005 года.

Реализацию подобных проектов может значительно ускорить принятие закона "О платных дорогах", отметил Александр Мишарин. Документ уже прошел согласование во всех профильных министерствах, кроме Минэкономразвития, где возникли разногласия по вопросам о порядке вывода земель. Однако, по мнению чиновника, уже этой осенью законопроект может быть представлен на рассмотрение в Госдуму. "Сеть дорог какой-либо страны соответствует уровню ее экономического развития. Стоимость проблемы бездорожья для нашего государства оценивается в 450-500 млрд рублей. При этом на развитие сети платных дорог в России ежегодно можно привлекать до $10 млрд инвестиций", – подчеркивает он.

Выбор читателей