Нефтяникам будет хорошо под бензиновой "заморозкой"

Аналитики обсуждают вчерашнее решение крупных компаний не повышать цены на горючее до конца года. Мораторий, оказывается, столь выгоден, что просто удивительно, почему об этом не договорились раньше




Настал праздник на улице российских автолюбителей: по соглашению ведущих нефтяных компаний, цены на бензин должны прекратить свой рост и остановиться на вчерашней отметке. Но так ли велика жертва, принесенная нефтяниками, и хорошо ли это для рынка в целом? Таким вопросом задаются сегодня все газеты.

Напомним, накануне вечером основные игроки рынка черного золота - "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР и другие - на совещании в Минпромэнерго приняли решение до конца года заморозить цены на бензин на уровне 19 сентября. Какие цены замораживаются, оптовые или только розничные, и на каком уровне, до сих пор остается неясным. Но раньше было еще хуже - бензин стабильно дорожал на 50 коп., а то и на 1 руб. в неделю, вызывая у потребителей вполне понятное возмущение.

Потребители считают, что в стране, получающей колоссальные доходы от экспорта нефти, цены на внутреннем рынке топлива должны быть низкими. Нефтяники же в свое оправдание говорили, что в отрасли слишком мало инвестиций, а налог на добычу привязан к мировым ценам, и продолжали поднимать планку. Но вот, кажется, свершилось: договоренность о заморозке цен достигнута. Отметим, что глава Минпромэнерго Виктор Христенко, по его собственным словам, играл на совещании лишь роль арбитра и никак не давил на участников переговоров. А представитель ведомства Стас Наумов добавил, что все согласились на мораторий по доброй воле и без всяких условий.

Водители, без сомнения, радуются тому, что расходы на бензин, хоть и немалые, можно будет хотя бы прогнозировать. А вот насчет того, чем обернется заморозка для экономики в целом и для топливного сектора в частности, существуют разные точки зрения. Официальную версию, что она поможет сдержать инфляцию в рамках 11% в год, эксперты подвергают сомнению, но это еще не самое страшное. "Хуже то, что псевдоадминистративными мерами стимулируется еще большая неэффективность расходования топлива, - сказал "Ведомостям" главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. - Посмотрите - в Москве невозможно ездить из-за пробок и цены на бензин никого не смущают, здесь, наоборот, нужно повысить их в два-три раза. А в некоторых регионах цены действительно становятся тормозом на пути развития экономики".

Самим нефтяникам, по оценкам других специалистов, мораторий может быть на руку. Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов, например, считает, что цены перестали бы расти и сами по себе, т.к. "автомобильный сезон закончился, а отопительный еще не начался, и мировые цены на нефть постепенно снижаются". Значит, особых убытков производители топлива не понесут. А если заморожены будут только розничные цены, то даже выиграют. Они могут применить опыт "ЛУКОЙЛа" - повышать оптовые цены и держать розничные, разорить всех независимых трейдеров и добиться монополии на розничную торговлю. (Кстати, заморозка вызвала пристальный интерес в Федеральном антимонопольном комитете - как пишет "КоммерсантЪ", там не исключают возможности расследования.) Просто удивительно, почему производители не договорились об этом раньше, без посредничества Христенко.

Частичным ответом может служить заявление президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля. Он сказал, что нефтяникам потребуется правительственная поддержка и у государства уже есть варианты компенсации убытков - например, послабления в налоговой системе. Но если никаких убытков не будет, то "потерпевшие" здорово улучшат свое финансовое положение. Хотя, отметим, представители власти пока никаких компенсаций не обещали - по крайней мере во всеуслышание.

Ответить:

ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ

новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...

Выбор читателей

Выбор читателей