Бесстрашного норвежца подвел вкус

В залах Музея личных коллекций открылась выставка произведений из собрания норвежского коллекционера и, по совместительству, консула и коммерсанта Юнаса Мариуса Лида – "С любовью к России"




Совсем недавно в Осло и Петербурге состоялся грандиозный выставочный проект, посвященный русско-норвежским культурным связям. Как выяснилось, наши отношения с бывшими викингами далеко не исчерпаны. Новая совместный проект осуществили уже в Москве. В залах Музея личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась выставка произведений из собрания норвежского коллекционера и, по совместительству, консула и коммерсанта Юнаса Мариуса Лида, серьезно увлекавшегося не только европейским, но и русским искусством.

Прожив на земле почти девять десятилетий, более 20 лет Лид провел сначала в дореволюционной, а затем в Советской России. Сперва интересы будущего коллекционера носили исключительно коммерческий характер. В 1912 г. Юнас Лид основал в Христиании The Sibirian Steamship, Manufacturing and Trading Company Limited (Сибирское пароходное, мануфактурное и торговое акционерное общество), целью которого было установление торговых отношений между Западной Европой и Сибирью через Карское море и Енисей. Но уже два года спустя король Хокон VII назначил преуспевающего бизнесмена на должность норвежского консула в Красноярск.

К началу революции предприимчивый консул успел изрядно обрасти ценным имуществом, так что повальная конфискация привела Лида к полному банкротству. Легенда гласит, что, встретив однажды в Христиании своего соотечественника, бывший консул заметил на нем когда-то принадлежавший ему щегольски завязанный галстук, а позже в собрании Эрмитажа обнаружил одну из своих картин.

Тем не менее, уже в феврале 1920 г. он вернулся в Советскую Россию. Цель его поездки заключалась в изучении возможностей организации торговли между Англией, где он тогда работал, и Россией. В перерывах между аудиенциями у большевистской элиты Лид приобрел у экс-графа Шереметева серию небольших портретов, которые и легли в основу его будущей коллекции русского искусства. Позже к ним присоединились древнерусские иконы, самовары, предметы из серебра, произведения декоративно-прикладного искусства, русские гравюры с мотивами народного фольклора и старинные книги.

Вскоре после приезда Лида в Россию Ленин провозгласил НЭП, и бесстрашный иностранец, наконец, зажил привычной жизнью. "Алексей, ранее работавший шеф-поваром у великого князя Николая, организовывал для нас великолепные вечера. Нашими гостями были члены старинных дворянских семей, а также балерины и художники. Мы не приглашали комиссаров, потому что некоторые из них были шпионами Феликса Эдмундовича. Западные коммерсанты были полны оптимизма, но их моральный уровень оставлял желать лучшего", – вспоминал Лид.

Со смертью Ленина закончилось и недолгое процветание норвежца. А в мае 1931 г. Лид был выслан из России "за антиреволюционную деятельность". Правда за день до отъезда бывший консул и коммерсант консул сумел фиктивно продать свое собрание одному из коллег. Таким образом коллекция была беспрепятственно вывезена в Норвегию.

Произведения русского искусства, представленные на выставке "С любовью к России", Лид приобрел в основном в Москве во времена НЭПа. В автобиографии, написанной в Лондоне, он отмечал, что на обратной стороне принадлежащих ему вещей записывал дату и место покупки, а также фамилию продавца. Однако, несмотря на то, что во времена НЭПа в России можно было купить все, коллекция Лида не отнюдь блещет шедеврами. Слабые вещи и несколько странноватые работы, подписанные самыми громкими и известными именами, воссоздают типичную атмосферу антикварного магазина, мало подходящую для стен известного музея. Впрочем, среди экспонатов есть и весьма интересные и качественные работы: "Портрет консула Лида", написанный Ю.Анненковым в 1933 г. в Париже, неоконченный "Портрет короля Швеции и Норвегии Оскара II" Маковского, а также акварели В.Гау, миниатюры А-Г. Рокштуля и серия гравюр с видами Петербурга.

Выбор читателей