Кровавый ахинеоз

Шесть плохо отмороженных подружек спускаются в неизвестную пещеру и находят еще более неизвестную форму жизни, которая всем устраивает локальный геноцид. Такого бреда давно не снимали




Зловещая темнота (The Descend)
Великобритания, 2005
Режиссер: Нил Маршалл
В ролях: МайАнна Бьюринг, Натали Мендоза, Крэйг Конвей


Начинается все настолько хорошо, что настораживает лишь полное отсутствие звезд в титрах. Впрочем, фильм английский, мало ли что... может, бюджетные проблемы. К финалу, правда, эта загадка разрешится.

Какие-то девушки катаются на байдарках, потом, по дороге домой, часть их попадает в автоаварию, и кровушка заливает экран, плюясь в зрителя из пробитой башки водителя очень натурально. Ага, думаешь, тут много денег ушло на спецэффекты, а уж кому играть мертвецов – дело десятое.

Дальше – больше. Девушка с мужским именем Сэм через год после катастрофы полностью восстанавливается и снова ищет приключений на свою больную голову. В составе непрофессиональных, как и она сама, спелеологинь, напичканных самым последним снаряжением, как рождественский гусь – яблоками, Сэм лезет в глухие Аппалачские пещеры. А там тако-ое, что мама!

Ну, поначалу все как в любом нормальном хорроре: после тихого – громкое, мыши летучие в морду шести красоткам невесть откуда (правда, неожиданно?) как кинутся... Опасности там всяческие, включая совсем редкий сценарный заход – завал пути назад. И вот сидишь, вжавшись в кресло, и думаешь – а где же Bad Boy? Ведь должен быть негодяй, раз косточки-то обглоданные везде валяются.

И гады появляются.

Нет, дорогие зрители, вы не представляете себе, во что превращается вторая половина этого упоительного триллера! Вот если набредить себе что-нибудь этакое, что нормальному человеку в голову не придет, посыпать солью и помазать горчицей с перцем, то такого, не побоюсь этого слова, ахинеоза, вы все равно не придумаете.

Смотришь на эту кровавую вакханалию и диву даешься. Сценарная идея такая, что я понимаю, почему продюсеры с бабками поскупились и выдали всего 3 млн фунтов, а также побоялись позвать хоть сколько-нибудь узнаваемых актрис на эдакое раздолье – 6 женских ролей и ни одной мужской!

Придумать, что в глухих пещерах летучие мыши (внимание!) эволюционировали в гуманоидов, как две капли воды похожих на вампиров из фильма Родригеса "От заката до рассвета", – это сильно, но, в общем, большого ума не надо. Образ проверенный – слепые скользкие горлумы последние годы особенно в моде. Ну, чушь, конечно, привязывать сказочные персонажи к научности и внедрять их в реальность, но на то и фильм ужасов. Что тут раздражает – попытка заставить этих слепых квазисуществ без всякой иронии или рефлексии перескочить из жанра в жанр. Попытка, скажем прямо, неудачная настолько, что все время хочется не ужасаться, а смеяться, хотя ни единой шутки в фильме нет. Все очень жизненно и серьезно.

Пускай за такие деньги снять что-либо внятное, со спецэффектами хотя бы на уровне Фредди Крюгера, не получается, поэтому все схватки и льющуюся рекой кровушку Нилу Маршаллу приходилось забацать с помощью нехитрых цифровых эффектов в стиле рапид. Но постоянно возникает ощущение, что над публикой просто издеваются. Каждый следующий эпизод снят хуже предыдущего, каждый сюжетный поворот – предсказуемей предыдущего, а уж финал вообще вызывает приступ сардонического смеха. В нем-то все и дело: он типа открытый. То есть вовсе не объясняется, было ли это безумное и убийственное приключение сном, психотическим анейроидом героини, мистикой, галлюцинацией или просто забавной детской страшилкой. Юмора-то ноль.

Когда уцелевшая Сэм выбирается из всего этого пещерного ужаса, ее прошибает пот, и она очень натурально блюет в зрителя, хотя по ходу событий должна была это делать на полчаса раньше, впервые увидев чудовищных "плохих парней".

Мне представляется, что этим финальным извержением авторы выражают свое отношение к тем, кого волей судеб забросит в кинотеатр на "Зловещую темноту". И, надо вам сказать, поражает не их отвязность, а то, с каким восторгом публика воспринимает сей кино-жест. На иностранных сайтах, хоть словом упомянувших о картине (таких, справедливости ради надо сказать, не много) оставлены восторженные отзывы. Так что если у кого-то возникнет желание напугать своих домашних дошколят – милости просим. Но учтите, я вас предупреждал.

В прокате с 24 ноября

Выбор читателей